“Страшная” улица находится на окраине села Заречное. Само село – большое, и растет день ото дня. Привлекательным его делает, с одной стороны, малая урбанизированность (ну любит у нас народ жить “на земле”), с другой, близость сразу к двум “столицам” – областному и районному центрам. От первого его отделяет река Тобол, от второго – автотрасса.
Село было основано в конце ХIХ века как конный завод. В советское время претендовало на статус поселка городского типа – здесь строили многоэтажные благоустроенные дома, имелась соответствующая инфраструктура. Однако границы были гораздо скромнее ныне существующих. Стремительно село начало разрастаться с “нулевых” годов. Желающих получить землю и построить дом было много, очередь насчитывала пару десятков тысяч человек. Выделение земли из-за бюрократических препон шло медленно.
И вот чья-то светлая голова додумалась, как обойти законодательные закорючки. Дело в том, что под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) получить участок было и дольше, и сложнее, чем под ЛПХ (личное подсобное хозяйство). Ведь в последнем случае не требовалась необходимая для проживания людей инфраструктура, предполагалось, что народ на таких участках будет заниматься понятно чем. Грозит ли Астане эпидемия сибирской язвы?
Буквально в считанные годы к окраине села пристроилось несколько улиц – с вполне себе жилыми домами, кое-где особняками, даже приблизительно не смахивающими на приусадебные постройки.
Новоиспеченные жильцы радовались, что им удалось столь остроумно обойти закон и получить вожделенные участки. Но они не учли одного: земли, предназначенные под ЛПХ, не входят в жилой фонд акимата. И проводить здесь коммуникации никто не должен и не обязан. С завистью понаблюдав, как к улицам и микрорайонам жилой застройки проводят то газ, то воду, то электричество, жители не существующих на карте улиц забеспокоились. А затем начали ходить по инстанциям, где им вполне справедливо отвечали: хотите – делайте за свой счет.
В конце прошлого года у незадачливых “обходчиков” закона появилась еще одна головная боль. Они узнали, что живут на территории, на которой в прямом смысле слова зарыта в землю бомба. Биологическая.
Оказалось, в непосредственной близости от них еще с 50-х годов прошлого века находится захоронение сибирской язвы.
До поры до времени все, кому нужно, об этом знали, а потому и не предпринимали попыток заселить близлежащую территорию. Потом случилась перестройка, хаос, документы были утеряны, опознавательные знаки на захоронении снесены…
В 2016 году в Карагандинской области от сибирской язвы умер человек. После этого Совет безопасности страны поручил установить все угрожающие жизни человека захоронения биологических отходов. В результате этой работы, в частности, и было установлено сибиреязвенное захоронение в селе Заречное. И находится оно чуть далее 1000 метров от жилых построек.
Жители многострадальных улиц теперь не знают, как им быть: ветеринарно-санитарная служба категорически запрещает проводить здесь какие-либо работы, связанные с рытьем и выемкой грунта.
Между тем у большинства домовладельцев уже давно вырыты скважины, разбиты огороды. Сейчас из-за запрета на земляные работы “зависла” возможность проведения газопровода. В принципе, его можно провести и “воздушным” способом, но “тревожить” землю придется все равно.
Айжан АДЫРБАЕВА, КОСТАНАЙ