Казахстан провел одну из самых неудачных (если не самую неудачную) зимнюю Олимпиаду в своей истории. Однако спортивные чиновники наверняка признают ее результаты удовлетворительными, ведь медаль-то завоевали. А значит, все останется по-прежнему: руководители, идущие на церемониях открытия и закрытия Олимпиад в первых рядах, – в своих креслах, спортсмены и тренеры – один на один со своими нерешенными проблемами. И так будет длиться еще как минимум три года – до следующего зимнего олимпийского сезона.
В Пхёнчхане отечественный спорт потерпел поражение практически на всех фронтах. Бронзовая медаль Юлии Галышевой в женском могуле, попадание в десятку лучших Павла Колмакова и Дмитрия Рейхерда в мужской части этой дисциплины фристайла, казалось, задали позитивный эмоциональный фон для всех наших спортсменов. Но дальше…
Каждый день приносил болельщикам новые разочарования. Они не могли понять, как спортсмены, бившиеся за медали на недавней Универсиаде, а также разгромившие всех и вся на Азиаде-2011, могут занимать 40–60-е места?
А ведь какие красивые цифры перед Олимпиадой приводил министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы. По его данным, только в предолимпийский сезон-2016/17 наши сборные по зимним видам в официальных соревнованиях (чемпионаты, Кубки мира и другие международные старты) завоевали 129 медалей – 37 золотых, 38 серебряных и 54 бронзовых. И сразу “по темным углам зачумленной дворницкой вспыхивал и дрожал изумрудный весенний свет. Бриллиантовый дым держался под потолком. Жемчужные бусы катились по столу и прыгали по полу. Драгоценный мираж потрясал комнату”. Обреченные на…
Безумные призовые
Кстати, о жемчужных бусах. В Казахстане – самые безумные призовые за олимпийские медали: 250 тысяч долларов за золото, 150 тысяч за серебро, 75 тысяч за бронзу. А ведь есть еще премиальные за места с четвертого по шестое – 30, 10 и 5 тысяч долларов соответственно. В общем, золотое дно, копай – не хочу. Стимул!
Еще бы только лопаты выдали вместо совков. А то куда соваться с ними против норвежских экскаваторов и немецких бульдозеров.
Не мороз, жесткий снег или тесная обувь стали причиной низких результатов наших олимпийцев. Нельзя на равных конкурировать с соперниками, у которых олимпийский цикл – четырехлетний, а у тебя – годичный с тремя отпускными сезонами.
Кривая лыжня
Результаты же действительно низкие, даже если не сравнивать их с Норвегией, США, Россией (извините, ОАР) и другими. Достаточно посмотреть на самих себя в недалеком независимом прошлом. Возможно, есть и более объективные показатели, чем среднее занятое место на Олимпиаде, но и оно достаточно красноречивое.
К примеру, наши лыжники в Пхёнчхане заняли среднее 40-е место!
И это с учетом результатов Алексея Полторанина и эстафет, где участвуют 14 команд. Так плохо сборная команда страны с большими лыжными традициями, имеющая чемпионов и призеров мира и Олимпиад, не выступала никогда!
В биатлоне ситуация также близка к критической.
Нынешняя команда всей своей группой превзошла только результаты Солт-Лейк-Сити и Турина, когда от Казахстана выступали всего по два человека – Дмитрий Пантов с Еленой Дубок в 2002-м и Александр Червяков с Анной Лебедевой в 2006-м.
Катится вниз конькобежный спорт.
В Пхёнчхане только однажды казахстанский спортсмен (Екатерина Айдова на дистанции 1500 м) попал в число двадцати лучших.
Позитивная динамика наблюдается лишь у фристайла, с каждым годом укрепляющего свои позиции.
Дай Бог здоровья и спортивного долголетия Галышевой, Рейхерду, Колмакову, Жанботе Алдабергеновой. Елена Круглыхина: После Сочи про Галышеву все забыли
Цель достигнута
Но это только диванным экспертам кажется, что сборная Казахстана в Пхёнчхане выступила плохо. Свою задачу она выполнила, а, значит, руководители отечественного спорта могут быть спокойны за свое будущее и даже надеяться на награды и повышение. “Мы поставили задачу выступить не хуже, чем на Сочинской Олимпиаде”, – говорил бывший председатель комитета по делам спорта и физической культуры Казахстана Ильсияр Канагатов. Цель достигнута.
Какой ценой? Она уже подсчитана. 75 тысяч долларов Галышевой за третье место, по 5 тысяч каждому из четверки наших парней за шестое место в эстафете 5 000 м в шорт-треке, и еще 90 тысяч в сумме получат их тренеры. Итого 185 тысяч долларов – цена чиновничьего спокойствия.
Как долго оно будет длиться? Какой результат должны показать наши спортсмены в Пекине-2022, чтобы наверху поняли очевидное: без развития детского спорта стабильно высоких результатов не добиться (стабильно низкие у нас уже есть)?
Результаты казахстанских спортсменовна олимпиадахв отдельных видах спорта
Три звена
Первое звено в этой цепи – пропаганда спорта. Именно для этого страны бьются за проведение крупных соревнований. Приятно вспоминать аншлаги на стадионах Алматы во время Азиады-2011 и Универсиады-2017. Людям было интересно воочию увидеть кёрлинг и хоккей, лыжные гонки и конькобежный спорт. Однако давайте признаемся себе, что момент, когда у детей должен был вырасти интерес к зимним видам спорта, мы упустили.
Хотя, казалось бы, чего проще – выделять средства на рекламу соревнований не по остаточному принципу, организованно вывозить на них школьников. Глядишь, кто-то и загорится желанием попробовать прыгнуть на лыжах с трамплина, скатиться с горы или взять в руки клюшку.
Второй момент – наличие арен и спортивных секций. Иначе запал ребенка исчезнет еще на стадии поиска места для занятий. Любимые и не любимые: как у нас финансируют зимний спорт
Ну и третье: квалифицированные детские тренеры. Их найти, пожалуй, сложнее, чем набрать группу занимающихся.
Просто все это работа на перспективу, которую у нас так не любят.
Руководству же подавай результат сейчас, для отчетности. Надо успеть покрыть свое имя славой, пока не попросят освободить насиженное местечко.
А если начинать с малого, высаживать ростки, то можно и не дождаться их всходов. Тогда кто-то другой воспользуется плодами твоей работы и присвоит себе твои заслуженные лавры. Этого же допустить ну никак нельзя.
P. S. Во вторник, 27 февраля, был назначен новый руководитель отечественного спорта. С этого дня курировать спортивную составляющую министерства культуры и спорта стал Серик Жарасбаев. Новому председателю спорткомитета 33 года. Он из Северного Казахстана. Учился на педагога по физкультуре и госуправленца. Работал тренером по боксу, после чего начал строить карьеру спортивного чиновника. Четыре последних года был заместителем Канагатова, который уже месяц работает в Национальном олимпийском комитете директором дирекции спорта.
Алматы