Сколько стоит новый областной центр в Казахстане - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сколько стоит новый областной центр в Казахстане

Сколько стоит новый областной центр в Казахстане

На прошлой неделе маслихат ЮКО принял решение о присвоении Шымкенту статуса города-миллионника и переносе областного центра в Туркестан. Какие изменения ждут регион и кто за это будет платить?

  • 15 Июня 2018
  • 10189
Фото - Caravan.kz

Почему вообще областной центр надо переносить в Туркестан, а не в какой-нибудь другой город самого населенного региона страны? Других вариантов нет. Туркестан – второй по численности жителей город области. Здесь проживает более 160 тысяч человек.

Есть еще два – Арыс и Кентау. Но первый – спутник Шымкента, второй – Туркестана. Как оказалось, при высочайшей плотности населения отечественный Техас больше сельский регион, чем городской.

Аэропорт

Областной центр должен иметь аэропорт и железнодорожное сообщение. Чугунка через город проходит. Но вот аэропорта по статусу нет. По планам акимата ЮКО в Туркестане он должен быть построен до 2027 года.

Небольшой аэродром в Туркестане есть, всего в 10 километрах от центра города. К счастью, он не приватизирован.

Поэтому есть основа для развития. Другое дело, что в него не вкладывали деньги и технически он отсталый. Кроме того, у него только одна взлетно-посадочная полоса, которая может принимать лишь малые суда. Необходимо же, чтобы он принимал среднемагистральные самолеты.

Например, длина ВПП аэропорта Шымкента – 3 300 метров. У Туркестана – 1 800 метров. Увеличение ВПП в два раза – это, по сути, новое строительство.

Скажем, в рамках программы “Нурлы жол” был реконструирован аэропорт Семея. Работы идут уже второй год. На восстановление взлетно-посадочной полосы протяженностью 3 100 метров и ремонт здания аэропорта ушло 10 миллиардов тенге.

Но сразу видны и трудности. Экономические. В радиусе 300 километров от Туркестана действуют сразу четыре воздушные гавани – в Шымкенте, Таразе, Кызылорде и Ташкенте. С точки зрения логистики жителю Туркестана легче добраться до этих аэропортов, чтобы улететь в любую точку мира.

Мегаполис

Туркестан при бурном развитии может сразу же претендовать на статус мегаполиса. Буквально в 30 километрах от него находится город Кентау с населением 70 тысяч человек.

Здесь работают три крупных предприятия: трансформаторный, экскаваторный заводы и Кентауская ТЭЦ-5. На базе Ачисайского месторождения полиметаллических руд работал комбинат “Ачполиметалл”. Сейчас он закрыт. По сути, готовая промышленная зона для будущего областного центра, куда можно выносить предприятия.

Кентау – единственный город на юге страны – вошел в программу развития моногородов.

По заявке акимата здесь предлагается развивать переработку “хвостов”, отходов “Ачполиметалла”, и добычу барита, карбонатов, гипса и золота. Туркестан – областной центр. Шымкент – третья столица

Памятники

Для Казахстана Туркестан – город сакральный. Здесь находится один из самых значимых памятников страны – мавзолей ходжи Ахмеда Ясави. Стоит он в самом центре города. Благо вокруг памятника создана охранная территория.

Но с ростом города ценность и цена земли здесь будет расти. Это будет создавать риски для сохранности мавзолея.

Кроме него в Туркестане еще 29 памятников, хильвет Аулие-Кумчук-Ата, мавзолей Аль-Ходжа-Ата, археологический комплекс Шойтобе, комплекс Гаухар-Ана, мавзолей Бала-би-Тамабай и даже старое паровозное депо. Общая площадь земли под памятники и их охранные зоны – 150 гектаров.

Жилье

В долгосрочной перспективе население города вырастет до 200 тысяч человек. Где они будут жить?

В 2011 году правительство РК утвердило Генеральный план развития Туркестана. На тот момент жилищный фонд города составлял 2,2 миллиона квадратных метров. На одного человека приходилось 18,5 кв. м.

По генплану надо увеличить показатель обеспеченности жильем до 30 кв. м. Для этого до 2035 года необходимо ввести в строй 3,9 миллиона кв. м.

Под одноэтажную застройку должно быть отдано 2,6 тысяч га, под среднеэтажное строительство – 390 га.

Социалка

ЮКО – регион молодой. Больше трети жителей Туркестана – дети и подростки до 15 лет. Они должны ходить в детские сады и школы.

По генплану в период первой очереди в городе планируется построить дошкольных учреждений на 2,35 тысячи мест. К концу расчетного периода, до 2025 года, еще на 14,06 тысячи. Итого 14,41 тысячи мест.

Опыт показывает, что в Казахстане 1 расчетное место в детском саду стоит около 3 миллионов тенге. Следовательно, до 2025 года Туркестан должен будет вложить в дошкольное образование 4,3 миллиарда тенге.

Этим же документом предусмотрено увеличить охват детей средним образованием в 1 смену до 75 процентов. Для этого надо построить школы на 18,5 тысячи мест. Одно место в школе стоит 1,2 миллиона тенге. В сумме выходит 22 миллиарда тенге до 2025 года.

В сумме только капитальные затраты на образование составят больше 26 миллиардов тенге.

Инфраструктура

Генплан не включает в себя перспектив по развитию систем водоснабжения и канализации. Сегодня только около половины домов города подключены к центральной системе водоснабжения. Причина – мощности этой системы не позволяют резко нарастить объем добычи и производства питьевой воды.

Город снабжается из трех источников: скважинного водозабора “Карашык”, водозабора железнодорожной станции “Кентау-Туркестанский групповой водопровод”, который питается из Биресек-Кантагинского месторождения подземных вод. Частный сектор обеспечивается из одиночных скважин и шахтных колодцев. Исчезнут ли голод и безработица, если Туркестан станет центром ЮКО — СМИ

Воды городу откровенно не хватает. По факту в среднем 1 человек использует 16 литров воды в сутки. Из них 11 литров на хозбытовые нужды. Это в три раза меньше норматива.

После реконструкции системы потребление воды должно увеличиться до 300 литров в сутки.

Бюджет

На образование надо 26 миллиардов тенге. На аэропорт – минимум 10 миллиардов. Реконструкция и усовершенствование системы водоснабжения – в районе 15 миллиардов. Озеленение города – более 20 миллиардов тенге за 10 лет. Только эти задачи потребуют выделения более 70 миллиардов тенге, чтобы превратить Туркестан в город, отвечающий стандартам областного центра. Это без учета расходов на строительство новых зданий для акимата и маслихата, канализации, дорог и развязок, больниц и музеев. Откуда возьмут деньги?

В 2017 году в ЮКО собрали 318 миллиардов тенге налогов. Больше трети этой суммы – 124 миллиарда – осталось в области. Это очень мало.

Поэтому из Астаны накинули еще 368 миллиардов тенге. Итого бюджет региона составил почти 500 миллиардов тенге. Большая часть денег из бюджета ушла не на развитие, а на социалку – образование, пенсии, здравоохранение.

Из 124 миллиардов налогов, оставшихся на месте, Шымкент заработал половину – 68 миллиардов.

Это не та сумма, на которую сможет прожить город-миллионер. Для сравнения: бюджет Алматы на 2018 год на порядок больше – 467 миллиардов тенге. Что произойдет с Казахстаном, если его столицей станет Шымкент

У Туркестана ситуация тоже будет не самая лучшая. Без Шымкента вся область заработала всего 56 миллиардов тенге.

С такими деньгами регион никогда не сможет получить нормальный центр, где можно будет нормально работать, получить образование или вылечиться. Если только не поможет центр. Таким образом, все расходы по развитию Туркестана полностью упадут на республиканский бюджет.