На днях сотрудники Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции задержали председателя комитета по водным ресурсам МСХ Ислама АБИШЕВА. Его подозревают в получении взятки. По версии следствия, свыше 60 миллионов тенге он вымогал у представителя подрядной организации за заключение договора госзакупок по приобретению услуг по проекту “Реконструкция Соколовского группового водопровода и строительство разводящих сетей сельских населенных пунктов с подключением, вторая очередь” на сумму 5,8 миллиарда тенге.
Из истории вопроса
Водное ведомство не раз находилось в эпицентре скандалов. В 2009 году его глава Анатолий РЯБЦЕВ и три его заместителя были обвинены сразу по четырем статьям Уголовного кодекса. Итог: начальник приговорен к четырем годам заключения, подчиненные осуждены условно.
20 июля 2017 года в Акмолинской области бывший гендиректор РГП “Казводхоз” Омирбек ЖАМПОЗОВ совершил вооруженное нападение на сотрудника прокуратуры АЛИБАЕВА Ж. и оказавшегося рядом сотрудника РОВД ПШЕМБАЕВА А.
После чего проехал несколько десятков метров и покончил с собой. Жампозова приговором суда все же осудили на 5 лет и освободили от уголовной ответственности посмертно.
Третьего февраля 2018 года с четвертого этажа здания департамента Нацбюро по противодействию коррупции в Талдыкоргане во время допроса выпрыгнул директор алматинского филиала “Казводхоза” Сеилхан МУХАМАДИЕВ. От тяжелой черепно-мозговой травмы мужчина скончался на месте. Он подозревался в получении взятки в особо крупном размере.
И вот теперь новый случай. Отметим, что Абишев пришел в комитет в 2012 году. В одно время он покидал руководящий пост, но вернулся в ведомство обратно. По данным наших информированных источников, чиновник уже имеет опыт общения со следственными органами.
28 сентября 2012 года в отношении его было возбуждено уголовное дело. Однако Абишеву тогда удалось выйти сухим из воды.
Гидросооружения, трубопроводы…
В редакцию “КАРАВАНА” попали прелюбопытные документы – результаты проверок прокуратуры комитета по водным ресурсам, когда возглавлял его Ислам Абишев.
Там говорится, что при строительстве 159 объектов водоснабжения (79 гидротехнических сооружений и 80 водопроводов) использовались недобросовестные подрядчики, в том числе лжепредприятия.
“Например, в 2011 году завершено строительство по проекту “Машинная водоподача из Шардаринского водохранилища на орошаемые земли Мактааральского района ЮКО” стоимостью 13,6 миллиарда тенге. В 2013 году было проведено исследование канала. По заключению Казахстанского многопрофильного института реконструкции и развития оказалось, что проект был разработан с грубейшими нарушениями. Подрядчик ТОО “Курылыс” в ходе строительства допустил еще и нарушения технологии производства бетонных работ. В результате после первых лет эксплуатации канал признан аварийным и в настоящее время нуждается в капитальной реконструкции из-за обрушения откосов”, – говорится в документах. "Зря потраченные триллионы — это диверсия против Казахстана!" — Ислам Абишев
Как выявил надзорный орган, из-за хищений средств, выделенных на строительство гидросооружений, “невозможно было использовать по предназначению магистральный трубопровод с. Кербулак Алматинской области стоимостью 1,5 миллиарда тенге, гидроузел “Достык” на реке Хоргос с подключением магистральных каналов в Панфиловском районе Алматинской области стоимостью 1,1 миллиарда тенге”. В этот “черный список” попали также гидросооружение “Малокомспайский” и канал “Б” Жартасской оросительной системы, что в Карагандинской области, а также водозаборное сооружение на реке Шелимбай ВКО”.
Что касается Соколовского водопровода, по которому предъявлены обвинения Абишеву, то, как оказалось, его должны были ввести в эксплуатацию еще в 2011–2013 годах.
Этот водопровод предназначался для обеспечения чистой питьевой водой 17 населенных пунктов Северо-Казахстанской области. Однако из-за хищения госсредств и некачественных работ подрядчиками проект так и не был завершен.
Без питьевой воды остались и жители отдаленных сел Западно-Казахстанской области: реконструкция Кирово-Чижинского канала, на которую был выделен из бюджета страны 801 миллион тенге, также не была проведена.
“Выявлены факты ненадлежащего осуществления комитетом надзора за ходом ремонтных работ на объекте в соседнем государстве. Так, 21 мая 2012 года между комитетом и ТОО “Корпорация АК Ордасы” был заключен договор на реконструкцию межреспубликанского Большого Келесского магистрального канала (сумма договора – 1,55 миллиарда тенге), 80 процентов, или 9 из 11 километров, которого расположены на территории Узбекистана. При этом расходы подрядчика на узбекском участке составили 630 миллионов тенге, а на казахстанском – 400 миллионов. Расчеты с узбекскими субподрядчиками были произведены через “Citibank” в Нью-Йорке, через который было обналичено 1,6 миллиарда тенге. Кроме того, за 2012–2015 годы было составлено 11 актов приемки выполненных работ на территории Узбекистана, тогда как подписавшие их должностные лица из комитета по водным ресурсам не пересекали границу или выезжали в Узбекистан всего один раз”, – как указывается в документе.
“Казводхоз” и остальные
Комитет по водным ресурсам не раз привлекал в качестве генерального подрядчика по 38 проектам свое подведомственное предприятие “Казводхоз”.
“К примеру, на реконструкцию Булаевского группового водопровода в СКО из республиканского бюджета было выделено около 5 миллиардов тенге, которые были фактически выполнены силами 23 субподрядных компаний на сумму 1,2 миллиарда тенге. Аналогично в 2012–2013 годах “Казводхозу” предоставлено свыше 10 миллиардов тенге на реконструкцию 6 групповых водопроводов в Кызылординской области. Практически весь объем работ был выполнен 22 субподрядчиками на сумму более одного миллиарда тенге. Привлечение субподрядчиков “Казводхозом” было осуществлено при отсутствии каких-либо критериев отбора требований и ограничений, что способствовало участию в проектах недобросовестных поставщиков, признанных таковыми судами”, – отмечается в документе. Он продал подаренные ему золотые часы, чтобы заплатить рабочим — родные о покончившем с собой во время допроса Сеилхане Мухамадиеве
По информации нашего источника, зачастую акты невыполненных работ подписывали должностные лица “Казводхоза”, не знавшие о коррупционных схемах. В это верится с трудом.
“Уверен, что покончивший с собой во время допроса директор алматинского филиала “Казводхоза” Сеилхан Мухамадиев был не виновен в инкриминируемых ему преступлениях, это был честный и порядочный человек, – отметил собеседник “КАРАВАНА”. – Часто люди подписывали акты выполненных работ, потому что это требовало руководство комитета. К хищениям они не имели отношения. Трагедия с застрелившимся бывшим гендиректором РГП “Казводхоз” Омирбеком Жампозовым тоже, к сожалению, из этой же истории”.
АЛМАТЫ