И еще создавали постоянные рабочие места. На деле сегодня – цифры, в которых путаются даже те, кто отвечает за товары, и мифы, произведенные там.
Я не вру! Отслеживаю работу СЭЗ больше десяти лет, но нигде не могу найти официальные отчеты об их успехах.
Из “песни” цифры не выбросить?
14 февраля на заседании коллегии министерства по инвестициям и развитию министр КАСЫМБЕК заявил, что “если говорить об эффективности СЭЗ, то уже сейчас создание таких площадок приносит свои плоды.
На один бюджетный тенге расходов на инфраструктуру участниками вложено 2,8 тенге инвестиций, четверть из которых иностранные.
Привлечены такие транснациональные компании, как “Альстом”, “Тальго”, “Еврокоптер”, “АрселорМиттал”, “Трансмашхолдинг”, “Тенарис”, “Бемер”, “Кеппел”, “ИзоПлюс”, “Аселсан”, “Парамаунт групп”. Попытался проверить. В официальных сообщениях только общие слова. А где реальные суммы доходов? Где данные, кто и что купил с маркой “Сделано в Казахстане”? Тишина.
Дальше следите за буквами и цифрами. По словам Жениса Махмудовича, “с момента создания СЭЗ запущено более 150 проектов и 115 проектов на 22 площадках индустриальных зон, создано более 19 тысяч рабочих мест. По СЭЗам на расширенном заседании была критика со стороны Президента страны. Много недоработок. В парламенте сейчас проект закона. На этой неделе мы должны с руководством всех СЭЗ и акиматами актуализировать эту работу. Cегодня в стране 11 специальных экономических зон и 22 индустриальные. В этом году планируется запуск 45 проектов на 171,7 миллиарда тенге, с созданием более 3 тысяч новых рабочих мест”.
Тут я не понял: зачем смешивать свободные экономические зоны с индустриальными? Чтобы скрыть неудачи?
А теперь внимание! 19 февраля у премьера САГИНТАЕВА прошло совещание по поручениям Президента касательно повышения эффективности СЭЗ. По словам Бакытжана Абдировича, в 11 зон за полтора десятка лет вложили из госбюджета 787 миллиардов тенге, создали 165 проектов на 13 тысяч рабочих мест. Почему свободные экономические зоны в Казахстане не привлекают предпринимателей?
По министру Касымбеку выходит, что в этом 4-дневном промежутке в СЭЗ оказалось на 15 проектов меньше, а рабочих мест на 3 тысячи больше? Как так?
Пытаюсь найти данные о капитальных, операционных и прочих расходах всех СЭЗ. А также, кто и что произвел, кому и почем продал? Официальные сайты зон, если и “живые”, то молчат. Не о чем докладывать?
Справка “КАРАВАНА”
Один из самых раскрученных и старых проектов – СЭЗ “Парк инновационных технологий” в поселке Алатау рядом с Алматы. От него ждали разработку, производство и внедрение программного обеспечения, услуги по хранению и обработке информации, новых технологий на основе иммунных и нейронных систем, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство аппаратуры широкого профиля. Даже стиральных машин, холодильников и много чего еще, что от розетки работает. На сайте же сегодня можно найти только объявления, что фирма готова предоставить услуги по аренде помещений на своей территории. А что произвели в ПИТ с выгодой для государства, кому и почем продали – на сайте тишина. Есть что скрывать?
По самой последней информации, в ПИТ работают более 150 отечественных и зарубежных компаний. Некоторые – “удаленно”. То есть формально они там зарегистрированы, но фактически жить по месту “прописки” не желают. Почему? Да СЭЗ его знает. Да, за это время в ПИТ сменилось десять директоров! С какого перепугу?
Кстати, Президент НАЗАРБАЕВ 9 февраля запретил создавать новые зоны, пока правительство не разберется, что принесли в госказну действующие:
– Что и где они сделали? Акимы областей продолжают закидывать бумагами… Может быть, закрывать ПИТ “Алатау” или развивать? Огромные площади, помогаем, вкладываем деньги?..
Не видать своих трусов, как своих ушей?
Бастыков пока пронесло. Министра – тоже. Однако премьеру нужно готовить ответ для Президента уже сегодня. Спецэкономзоны придумали не с кондачка: такие есть во многих продвинутых государствах мира. Там они стали двигателями роста местной экономики, точками привлечения инвестиций, стартапов, прорывов даже среднего бизнеса на мировые рынки. В эти зоны, по разным оценкам, уже больше триллиона тенге влупили! Причем тогда доллар весил чуть больше 150 тенге. Ну и где отдача?
Справка “КАРАВАНА”
У всех специальных экономических зон – особый режим деятельности. Они освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога, земельного, налога на имущество и на добавленную стоимость. Кроме того, у каждой СЭЗ свои специфические преференции в зависимости от региона, какой товар производят, какие услуги оказывают.
В какую дыру ухнули миллиарды, которые дали на производство “народных” компьютеров, планшетов, самолетов для сельхозавиации, экологического биотоплива? Сколько казахстанских “Еврокоптеров” бороздят просторы Вселенной и республики? Нет информации.
Сколько текстильных кластеров Казахстана дали мужикам трусы отечественного производства, а дамам – бюстгальтеры?
Не смейтесь! Хранить “самое дорогое” нашему мужику или даме в “корзине” киргизского или российского производства – как-то непатриотично. А кто виноват: премьер, акимы? А кто добровольно признается, что облажался с созданием зоны и ее продвижением на мировых рынках? Хочется рыбку скушать, да не хочется в воду лезть.
Могут, не хотят? Или хотят, но не могут?
Отмотаю ленту назад. В мае 2014-го мажилисвумен Екатерина НИКИТИНСКАЯ обозначила причины неэффективности свободных экономических зон: это отсутствие механизмов реализации поставленных задач, низкая исполнительская дисциплина и отсутствие установленных форм отчетности (это уже ответственность – от административной до уголовной). Добавлю: некоторые чины в министерстве по инвестициям и развитию даже не в курсе задач, которые ставит глава государства.
Цитирую фрагмент выступления вице-министра Ерлана ХАИРОВА в мажилисе 28 декабря прошлого года:
– Расцвет многих наших СЭЗ наступит в ходе реализации второго этапа индустриализации.
И тут же заявил, что в мире “из общего количества СЭЗ – порядка 30 процентов остались на бумаге, а из 70 процентов реализовавшихся лишь 1 процент” добился успеха. А у нас, сказал он, “действует 271 инвестиционный проект”.
Напомню Ерлану Каратаевичу (если он забыл), что за три недели до этого Президент Нурсултан Назарбаев говорил о третьем этапе индустриализации страны. И еще о том, что в мире началась четвертая промышленная революция, “в ходе которой на первый план выйдут цифровые технологии”. Вы ничего не перепутали? Свободные экономические зоны там, за границами, по-вашему, провальные проекты, а у нас все успешные? Чем подтвердите?
Одна цитата от премьер-министра Сагинтаева. Вот что сказал Бакытжан Абдирович:
– Если мы сейчас посмотрим все бумаги, по докладам видно, что местные исполнительные органы заинтересованы в получении из республиканского бюджета денег на инфраструктуру (для СЭЗ. – Авт.). Все остальное их мало интересует. Получить деньги, построить, а те, которые уже выделены, те готовые участки, которые уже имеются, каким образом работа проводится – это все зависит от того, кто выбран в качестве управляющей компании.
Заявив, что акимы хотят, но не могут, или могут, но не хотят, Сагинтаев призвал отдать СЭЗ “в руки тех, кто умеет управлять”. В пример привел “Хоргос”:
– Это же показатель того, как мы можем дальше использовать возможности, которые будут передаваться уже законодательно: льготы и все остальное – нашим СЭЗ.
Тут Бакытжан Абдирович, на мой взгляд, погорячился. За льготы и прочие провоцирующие преференции на “Хоргосе” много людей сегодня на других зонах конкретный срок мотают. Хотя работали в свободной экономической…
Изучил планы СЭЗ “Онтустик”: одежда, ковры, кокс, писчебумажные изделия, трикотаж. Статистики продаж нет. По коксу тоже не нашел. То, что жители Южного Казахстана одеваются модно, видел. Откуда одежки? Да импорт, вестимо… Гордость и предубеждение обрабатывающей промышленности
Ознакомился с сайтами двух СЭЗ: “Павлодар” и “Химический парк Тараз”. В первом мне вывалили кучу фоток акима области. Потом сайт предложил мне стать инвестором: “напишите о себе”. Похоже, там дела совсем плохи.
Во втором узнал про погоду на завтра и что в эту СЭЗ привлекут эффективных заграничных менеджеров. И кем они станут рулить? Чем командовать? Воздухом?..
Года два-три назад кто-то из мажилисменов назвал СЭЗ чемоданом без ручки – нести неудобно (столько денег уже потрачено), а бросить жалко (вдруг кто-то где-то “выстрелит”)? Хорошо, через месяц-два примет парламент новый закон о СЭЗ. А где гарантии, что он что-то изменит?
* Для многих картина Казимира Малевича "Черный квадрат" является лишь изображением черного квадрата, за которым не видна долгая кропотливая работа художника.
Над знаменитой картиной художник работал несколько долгих месяцев 1915 года. Черный цвет – результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Малевич использовал краску особого состава, которую готовил сам. Матовые и глянцевые краски он смешивал так, чтобы получился объемный, бархатистый, "таинственный" и не вполне однородный колорит.