Схема для второго хозяина: как не дать отобрать свою собственность - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Схема для второго хозяина: как не дать отобрать свою собственность

Схема для второго хозяина: как не дать отобрать свою собственность

Сегодня у меня непростая задача – сжать время и события продолжительностью 2 года до одной статьи. Не можем же мы с вами рассматривать через лупу человеческие мерзости целый месяц. А вот о пробелах в законодательстве, позволяющих группе лиц отжимать собственность по беспределу, как это сейчас принято называть на жаргоне в определенных кругах, будем говорить долго, жестко и настойчиво.

  • 22 Февраля 2022
  • 1275
Фото - Caravan.kz

Но вернемся к моей истории, где фигуранты (родственник, юристы, судьи, их помощники и частный судебный исполнитель) использовали едва ли не весь арсенал своих криминальных уловок и схемок для того, чтобы оставить меня ни с чем. Напомню, что крысиная возня развернулась вокруг наследства – маленькой 2-комнатной квартирки недалеко от центра.

Итак, 1-й этап к желаемой цели – вытащить любой ценой квартиру на продажу на электронные торги, чтобы купить ее там через подставное лицо за полцены, в нашем случае – за четверть цены, – вроде бы удался. Судья ни с того ни с сего вышла за рамки исковых требований моего сособственника и приняла решение о продаже квартиры на торгах. О том, какие мутные механизмы были задействованы и как были расписаны роли фигурантов, мною описано в прошлом номере “КАРАВАНА” (см.: “Схема для второго хозяина”, от 11.02.2022 г.), статью можно прочесть на нашем сайте caravan.kz. Да, чуть не забыла – каждое слово подтверждено документами. Бережно собранные мною материалы дел находятся в распоряжении редакции, так что беспокойных просим не беспокоиться.

Новый суд – новая схема

Итак, решение суда 1-й инстанции вступает в силу, если вовремя не обжаловать его в суде высшей инстан-ции – в городском суде. Понятно, что мной своевременно была подана апелляционная жалоба, и основана она была на 2 простых доводах: права второго совладельца квартиры не были нарушены, никто против продажи обычным рыночным способом не возражал, а наоборот – предлагал это сделать; ну и второе – судья бесстыжим образом нарушила закон, выйдя за рамки требований “обиженки”-истца. Жалобу приняли, дату заседания назначили, и первая неожиданность – судья решила провести оценку квартиры, мол, имеется нарушение – справка в деле о стоимости квартиры незаконна, назначаю оценку, о дате вам сообщат. Сообщат – сообщат, жду… Жду-жду, жду-жду, жду-жду… Не дождалась, извещение о новой дате заседания – и сюрприз от судьи, мол, раз вы не дали провести оценку, решение принимаю на основании справки: выплатить “обиженке” столько-то миллионов тенге за его долю.

Тут нужны пояснения, иначе задумка интриганов будет непонятна – стоимость квартиры по этой справке была существенно увеличена, точнее сказать, до неприличия, по этой цене можно было купить двушку в самом центре Алматы, годков на 25 моложе, с отличной планировкой и высокими потолками. Так и замысел был в том, чтобы сделать ситуацию патовой: выставляют на торги – теряешь квартиру, получаешь копейки, если другой судья выносит решение выплатить долю – выплачиваешь 3/4 от реальной стоимости или теряешь всё, и оказываешься еще в вечном долгу. Ну и основной фигурант был осведомлен, что денег у меня таких не будет, вот и чувствовал себя вольготно… до поры до времени.

Покажем, чем чревата эта схема для несостоятельного родственника или заемщика: квартиру всё равно простимулированный судебный исполнитель вытащит на электронные торги, при этом ты остаешься еще и должен.

Арифметика простая: предположим, стоимость завысили, и вместо 10 миллионов тенге взяли справку на 15 миллионов, суд выносит решение – заплатить “обиженке” 7,5 миллиона тенге. Перед торгами по закону судебник проводит оценку, и квартиру оценивают в реальные… 10 миллионов тенге, на торгах через подставного покупателя добрый родственник получает квартиру за 5 миллионов тенге (50 процентов от цены допустимо по правилам аукциона), и вы остаетесь ему должны еще 2,5 миллиона тенге. Тут фигуранты могут уже куражиться, как им вздумается: затребовать продать что-нибудь еще из вашей собственности (машину, квартиру), и тоже за полцены. Ну и либо проявить снисхождение – ползарплаты каждый месяц на расчетный счет “благодетеля” плюс официальные комиссионные судебнику – приблизительно 10 процентов от 7,5 миллиона. Да, судебник еще наложит запрет на выезд за рубеж, аресты на всё, что только возможно, и еще какие-нибудь пакости по мелочи.

В чем суть второй схемы, думаю, теперь вам ясно, но в моей истории подобный сценарий фигурантам запустить не получилось, и помогла мне в этом, не желая того… судья. Во-первых, она вместе со своим помощником внаглую нарушила требование Гражданского процессуального кодекса, который налагает на суд обязательство известить всех участников процесса о дате, времени и месте проведения оценки недвижимости. Не узнать об этом мне было сложно, даже если бы они решили сделать всё втихую – в то время я жила в данной квартире. Во-вторых, судья за основу взяла справку о возможной цене недвижимости, где было написано, что “справка не является отчетом по оценке недвижимости, не имеет юридической силы и не может быть использована в суде”. Вот сразу видно, что судья ни копейки не взяла за такое решение, а просто не увидела того, что написано крупными буквами аккурат перед подписью специалиста и печатью фирмы. Эта безрассудная наглость и позволила мне продолжать ломать игру противника, заставлять его всё больше и больше заливать свои криминальные схемы деньгами. И вывести дело на новый уровень – Верховного суда.

Не поверите, и здесь неблагополучно

В период, когда происходила моя история, на решение апелляционного суда нужно было подавать жалобу туда же – в городской суд, но в кассационную коллегию. Состояла она из 3 судей, поэтому, как мне пояснили знающие люди, там цена вопроса для моего оппонента умножалась автоматически на 3, если брать ставки по минимуму, то это еще 3 тысячи долларов. Понятно, что спустить на тормозах решение, которое могло меня оставить на улице и в вечном неоплатном долгу перед “обиженкой”, я не могла, поэтому пришлось сражаться на 2 фронта.

После апелляции решение вступает в силу сразу и запускает маховик с участием судебников, поэтому нужно было не дать новому аффилированному игроку вытащить квартиру на торги до того, как вынесено решение кассацией и Верховным судом.

Иллюзий по поводу кассационной коллегии у меня не было, хотя заседание было пропущено мной по уважительной причине. Выяснилось, что и с этим не всё просто, хотя в законодательстве мной ничего найдено не было, но судебная практика по этим и любым другим делам такова – не пришел податель жалобы, значит, очевидно, незаконное решение законно. Что и произошло в моем случае, хотя в справке честный оценщик написал крупным шрифтом, что она не имеет юридической силы и не может быть использована в суде, 3 человека в мантиях утвердили незаконное решение своего младшего коллеги. Казахстанец почти 20 лет не может добиться исполнения решения суда и был избит судисполнителем

Наконец, Верховный суд, думалось мне. Там имелись свои особенности: в начале один судья смотрит жалобу вместе с материалами дела. Поэтому застать противника врасплох не получится, материалы дела по закону возвращаются в суд 1-й инстанции, и в дальнейшем рулит всем судья, которая выносила первое решение, вместе со своим секретарем-помощником. Поэтому, как только приходит бумага из Верховного суда, мол, дело пришлите, тут же идет “телеграмма” фигуранту: атас, дело пошло в Верховный. Ну и искушенные юристы выходят на судью, который(-ая) должен(а) определить, имеется перспектива пересмотра у этого дела по жалобе или нет.

Мной неслучайно использовалось определение нарушения судьей – “внаглую”. Это было настолько по-хамски, что старшая коллега, судья Верховного суда, предпочла не мараться и дать ход моему делу. Разбирательство в высшей судебной инстанции, скорее, походило на беседу, чем на обычный процесс. Трое судей, конечно, выслушали мои законные претензии по каждому вынесенному решению их младшими коллегами из 3 инстанций, затем поочередно поинтересовались моим видением возможного раздела имущества, после чего удалились в совещательную комнату. А спустя минут 10–15 огласили свой вердикт – решения 3 судов отменить, дело отправить в суд 1-й инстанции на новое рассмотрение.

Мне понравилось выражение лица мутного представителя “обиженки”… Но не это главное, главное – решением Верховного суда удалось ударить сразу по обоим фронтам: вернуть всё в начальную точку и остановить навсегда реализацию схемы “вечно в долгу”. Тут мы могли бы с вами и шампанского выпить, если бы не дальнейшие события – спустя некоторое время я получила решение Верховного суда в письменном виде, где решение было… совсем иным. Дело возвращается не в суд 1-й инстанции, а в апелляцию, и – о чудо! – оказывается, я просила Верховный суд продать квартиру на электронных торгах. Состряпано всё было коряво, и написанное не выдерживало даже беглого критического взора – если просила, то что же не оставили в силе решение первого судьи, и делу конец?..

Очевидно, что технически отыграть назад у них не получилось, все-таки что-то толковое сумели внедрить реформаторы в судебную систему, поэтому и появилась эта невнятная бумага. Одним словом, волынка затянула снова свою песню, сменились только судьи. Тем не менее победы всё еще оставались за мной – судебник притих, решения апелляционного и кассационного судов отменены навсегда, а новые разбирательства – снова большие деньги для моего оппонента, к этому моменту случились поправки в кодекс, и дела стали рассматривать не 1, а 3 судьи. Помните, арифметику про доллары: сколько там уже мы с вами насчитали? Вот пусть их посчитают те, кто захочет по беспределу отнять у кого-то собственность.

В следующем номере железно и кратко заканчиваем историю с судами и говорим о самом скандальном этапе для большинства – аукционе, или электронных торгах.

АЛМАТЫ