Люди, которые начали комментировать эту историю, в беседах старательно избегали слова “изнасилование”, называя произошедшее казенной фразой “насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего”. Комментаторы в соцсетях, где первой всплыла эта информация, старательно пытались выведать у других комментаторов номер школы, где это произошло. Чаще других назывались 33-я и 14-я школы.
“О факте насилия вообще не говорилось”
Наконец руководитель областного управления образования Жолдас БАТЫРХАН решился на брифинг.
– 29 марта 2021 года мать учащегося 1-го класса обратилась к директору школы с жалобой на то, что ученики старших классов угрожали сыну, дергали за уши, – начал читать по бумажке главный педагог области. – В ходе выяснения обстоятельств произошедшего ребенок не смог установить старшеклассников, угрожавших ему. При первом обращении в школу со стороны родителей о факте насилия вообще не говорилось.
Как уверяет Жолдас Батырхан, мать ребенка обратилась в полицию лишь спустя 2 дня и только тогда заявила о насильственных действиях сексуального характера в отношении ее сына. Полиция открыла уголовное дело, была назначена судебно-медицинская экспертиза.
– По заключению первичной экспертизы факт насилия не был установлен, – сообщил Жолдас Батырхан.
“Ни о каком насилии речь не шла”
– 29 марта в школу пришли бабушка, мама и сам мальчик с жалобой на то, что его обижает кто-то из старшеклассников, – вторит своему начальнику директор школы Баян АЛИЕВА. – Ни о каком насилии речь не шла. Школьный инспектор и завуч предложили им прийти 1-го числа, чтобы, когда начнутся занятия, они вместе прошли по классам и ребенок показал, кто именно его обижает. Взрослые согласились и ушли. Но уже 31 марта они пишут заявление в полицию, в котором сообщают совершенно о другом.
В школе мальчик указал на 3 обидчиков. А те заявили, что видят ребенка впервые.
– Никто ничего такого не видел и не слышал, – настаивает на своем директор школы. – Классный руководитель мальчика говорит, что обязательно бы заметила изменения в поведении ребенка, если бы с ним что-то случилось. Но не было ни слез, ни подавленного настроения.
“Они сказали, что голову ему оторвут”
Бабушка первоклассника опровергает слова директора. Внук, по ее словам, жаловался учителям, что его бьют в туалете, но те не хотели его слушать. Неоднократно на избиения ребенка в туалете классному руководителю жаловались и родители, но та их мольбы просто игнорировала. “Когда стояли у ворот тюрьмы, сердце, желудок выпрыгивали от волнения!”. Юные алматинцы откровенно рассказали об изнасиловании, которого не было
– Мы всё еще думали, что его только бьют, – рассказывает бабушка. – Однажды мы решили искупать нашего мальчика, только вернувшегося из школы. Но он сказал, что у него болит всё тело, и не дал даже прикоснуться к нему. И тогда он нам всё рассказал. 4 подростка совершили над ним страшное. Внук сказал, что один из девятиклассников стоял “на шухере”, а трое избивали и насиловали. Я спросила у внука: “Почему ты не рассказал мне обо всем?”. Он ответил, что его запугали. Сказали, что это – большой секрет, а если он расскажет кому-то, то они ему голову оторвут.
Родители малыша запросили записи с видеокамер школы. Но выяснилось, что в середине марта 2 видеокамеры, записи с которых пролили бы свет на произошедшее, внезапно вышли из строя.
Сядут пожизненно?
Актюбинский скандал докатился по детского омбудсмена Аружан САИН и руководства министерства образования и науки.
– Несмотря на то что первые обращения в школу были в марте, а затем было подано заявление и в полицию, руководство школы не приняло должных мер по жалобам законных представителей ребенка, – прокомментировала ситуацию детский омбудсмен. – Я обратилась в управление образования Актюбинской области с просьбой отстранить от работы на время проведения досудебного расследования руководителя школы и ряд сотрудников.
По данным пресс-службы министерства, председатель комитета по охране прав детей Есенгазы ИМАНГАЛИЕВ и советник министра Раиса ШЕР выехали в Актюбинскую область и посетили семью ребенка.
– Управление образования акимата Актюбинской области своевременно не проинформировало министерство об обращении родителей школьника. Администрация школы не провела необходимую работу и не обратила должного внимания на обращение родных, – заявил Есенгазы Имангалиев.
Директор школы и ее заместитель в связи со случившимся отстранены от работы до полного выяснения обстоятельств.
Заместитель начальника местной полиции Рафаэль ЖАНУЗАКОВ подтвердил, что уголовное дело расследуется по ст. 121, ч. 4 Уголовного кодекса РК. Назначены все необходимые судмедэкспертизы. Санкции этой статьи предусматривают 20 лет колонии либо пожизненное лишение свободы.
Виктор ГЕРБЕР, АКТОБЕ