В последние несколько месяцев противостояние между полицейскими и предпринимателями из-за нежелания людей в погонах вести диалог вышло за пределы “режимного объекта”, конфликт был вынесен на суд высших инстанций – в МВД РК и в Нацпалату “Атамекен”.
Еда, да не та?
Мысль о том, что благое желание кормить людей может обернуться унижениями и убытками, не приходила в голову индивидуальному предпринимателю Мадине ЖАКУПБЕКОВОЙ, выигравшей осенью 2016 года тендер, проводимый Карагандинским департаментом государственного имущества и приватизации министерства финансов РК, на аренду офицерской столовой академии МВД им. Б. Бейсенова. Тогда, два года назад, перспективы виделись ей исключительно в радужном свете. Но реальность внесла свои коррективы в планы предпринимателя.
– 1 января 2017 года мы должны были приступить к работе, – вспоминает представитель ИП Жакупбековой по доверенности Сауле АХМЕТОВА. – Но в конце 2016 года, когда я с доверенностью от ИП Жакупбековой пошла знакомиться с руководством и будущим местом работы, меня не пропустили на КПП.
Ссылки на договор аренды столовой, заключенный между департаментом госимущества и ИП, и даже его демонстрация тогда, как говорит доверенное лицо, не помогли. Помогла жалоба в госорган, проводивший тендер.
– Лишь 15 февраля 2017 года мы смогли начать работу – после того, как в полицейской академии побывала проверка из департамента госимущества, – качает головой Сауле Ахметова. – Но и на этом трудности не закончились. Для начала нам же нужно было сделать ремонт в помещении, завезти свое оборудование. Большие промышленные печи не входили в дверь. Нам сказали, что предыдущий арендатор, который до нас работал там 9 лет подряд, заносил и выносил свое оборудование через окно. Когда же мой сын привез технику, начальник академии строго-настрого запретил нам заносить его через окно.
Пришлось вызывать мастеров, снимать новую дверь, разбирать кирпичи по бокам от проема. Все эти работы отняли у нас еще 3 или 4 дня.
Но и с началом работы, по словам Сауле, препоны со стороны руководства академии не прекратились.
– Поскольку число посадочных мест в арендованной столовой не превышает 50, согласно приказу 1034 министерства здравоохранения и соцразвития РК, мы должны просто уведомить СЭС и начать работать.
Но едва мы начали деятельность, руководитель медсанчасти, находящейся на территории академии, заявила, что мы не можем работать без разрешения СЭС, и она на этом основании закрывает нашу столовую.
Пришлось ехать в санэпидемстанцию при ДВД Карагандинской области, где нам подтвердили, что разрешение на начало работы от них не требуется, и писать заявление о проверке. От них приехала комиссия из двух человек, которые взяли все пробы из кастрюль, с блюд и после этого выдали нам разрешение на работу.
Как говорит доверенное лицо ИП Жакупбековой, после того случая до августа 2017 года работали они без каких-либо инцидентов. А в августе руководство академии узнало, что срок аренды офицерской столовой составляет три года…
“Хлеб возили на тележке”
– Дело в том, что раньше тендеры на аренду объектов общепита разыгрывались только на один год, – поясняет Сауле Ахметова. – Это было неудобно как для предпринимателей, так и для клиентов. Они неоднократно обращались в комитет госимущества с просьбой продлить срок аренды, и в 2016 году госорган пошел на уступку. Жакупбекова была в числе первых предпринимателей, выигравших тендер на три года.
Как рассказал работник столовой Равиль АХМЕТОВ, в августе 2017 года в бухгалтерии опять затребовали копию договора аренды, а затем, обнаружив, что арендаторы остаются, согласно ему, еще на два года, начали очередную атаку.
В это же время дежурный по части Карагандинской академии МВД, сославшись на начальника генерал-майора Джана КЕНЖЕТАЕВА, уведомил арендаторов о том, что в августе они должны закрыться, поскольку курсанты на это время разъезжаются по домам. Отчего бизнесмены бегут из Казахстана
– Так и сказал: “Шеф передал, что в августе вы не работаете, на КПП вас впускать не будут”. И у нас начались проблемы: на территорию академии перестали пропускать сначала личную машину, затем машину с напитками, потом – с продуктами.
– Это выглядело так: приезжает машина с хлебом, останавливается через дорогу. Из столовой, находящейся в 300–400 метрах, идет раздатчик и с ним женщины, которые нагружают хлеб в пакеты, тележку и несут в столовую, – красочно описала процесс представитель предпринимателя.
Все попытки уладить вопрос с руководством академии, по ее словам, потерпели фиаско. Хотя предыдущий арендатор, по свидетельству очевидцев, никаких проблем с недопуском не испытывал.
На прием к руководителю Сауле Ахметовой удалось попасть один лишь раз, и то лишь за тем, чтобы в очередной раз услышать категоричное: “Работать вы здесь не будете!”.
– Тогда руководство академии написало письма в департамент госимущества и в СЭС. Суть обращения в первый орган заключалась в том, чтобы те расторгли с нами договор. Во второй – чтобы проверили качество приготовленных у нас блюд, якобы они не соответствуют нормам.
Увы, добиться желаемого результата руководству академии не удалось.
– В департаменте госимущества ответили, что мы – добросовестное предприниматели, вовремя платим арендную плату, и нет оснований для расторжения с нами договора, – разводит руками Сауле. – Из СЭС пришла проверка, взяли 30 мазков, но не обнаружили никаких нарушений, за исключением… транспортировки хлеба из машины в столовую. Но, узнав, что машины с нашими продуктами не пропускают на территорию, написали: “Нарушение не по вине предпринимателя”.
Парадоксально, что в том же здании находится столовая для курсантов, и машины с продуктами для той столовой беспрепятственно проезжают на территорию “режимного объекта”.
Кто достучится до генерала?
Весной этого года измученная противостоянием предприниматель обратилась с жалобой в Нацпалату “Атамекен” Карагандинской области с просьбой о помощи. Там к заявлению ИП Жакупбековой отнеслись серьезно и озвучили проблему на совместном заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Карагандинской области и Национальной палаты “Атамекен” Республики Казахстан. В мероприятии помимо председателя республиканского совета Каирбека СУЛЕЙМЕНОВА принял участие омбудсмен по защите прав предпринимателей РК Болат ПАЛЫМБЕТОВ.
Увы, руководитель Карагандинской академии МВД РК им. Б. Бейсенова Джан Кенжетаев приглашение на то заседание проигнорировал, не пришел сам и даже не прислал своего представителя.
– Такое неуважение со стороны генерал-майора Кенжетаева возмутило всех участников, – говорит председатель Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Карагандинской области Серик ТОРЕГЕЛЬДИН. – Все присутствующие высказались, что необходимо защитить права предпринимателя. Согласно политике, проводимой Президентом РК, нужно упразднять административные барьеры, а не чинить их. Но руководитель полицейской академии не идет на диалог с бизнесменами. Даже на приглашение заместителя акима области он не явился.
Серик Торегельдин направил письмо на имя министра внутренних дел РК, сообщив о конфликтной ситуации в подведомственном ему учебном заведении. На прошлой неделе из МВД пришел ответ, который дал еще больше поводов для возмущения.
– Письмо было подготовлено тенденциозно и далеко не отвечало своим содержанием письму, которое было написано министру, – прокомментировал председатель Совета по защите прав предпринимателей. – В ответе за подписью заместителя министра внутренних дел были приведены какие-то факты, которые у меня в письме не были отражены.
В связи с этим Серик Торегельдин направил письмо на имя председателя Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Нацпалаты РК “Атамекен” Каирбека Сулейменова с изложением конфликтной ситуации, которая сложилась между руководством академии и предпринимателем.
Переписка касательно конфликта полицейской академии и бизнесвумен длится около 150 дней. Выручка ИП Жакупбековой упала более чем в 300 раз.
– Если до этого кошмара она зарабатывала в неделю 300 тысяч тенге, то вчера со слезами на глазах призналась, что за прошлую неделю она заработала полторы тысячи, – говорит председатель Совета по защите прав предпринимателей. – Один из представителей Нацпалаты был в академии и разговаривал с курсантами. Так вот, они сказали, что руководство академии с марта этого года запретило им ходить в офицерскую столовую. Не заходят туда и преподаватели. И можно только строить догадки, чем именно не угодила генерал-майору арендатор офицерской столовой.
Время отпусков
Получить ответ на вышеозначенный вопрос от начальника полицейской академии Джана Кенжетаева пока не смогли и мы. Поскольку в ответе на письменный запрос “КАРАВАНА” за подписью исполняющего обязанности начальника полковника полиции А. Сайтбекова, было сказано: “В связи с нахождением начальника академии в очередном трудовом отпуске предоставить информацию по оставшимся вопросам в настоящее время не представляется возможным”. Число субъектов бизнеса в Казахстане, которым коррупция помогает, выросло — эксперт
В целом ответ был весьма размытым и содержал подтверждение информации о наличии договорных отношений между ГУ “Карагандинский департамент государственного имущества и приватизации” и ИП Жакупбековой М. С., а также об аренде последней помещения для столовой, находящегося на балансе РГУ “Карагандинская академия МВД РК им. Б. Бейсенова”.
“Карагандинской академией МВД РК им. Б. Бейсенова осуществлена передача помещения ИП Жакупбековой М. С., которая владеет и пользуется объектом в установленном договором порядке. Каких-либо ограничений по допуску персонала в арендуемое помещение, использованию оборудования или инженерных коммуникаций не имеется, – сообщалось в письме. – В марте 2018 года к руководству академии обратился представитель ИП Жакупбековой М.С. по доверенности – Ахметов Р. Т. по вопросу въезда и выезда автотранспорта по перевозке продуктов питания на территорию академии до входа в столовую. Ахметову Р. Т. в присутствии представителей заинтересованных служб было разъяснено, что академия МВД является режимным объектом, в связи с чем, кроме служебного автотранспорта, на территории академии действуют определенные ограничения по въезду и выезду иного вида транспорта, что отражено в правилах по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима на территории и в административные здания Карагандинской академии МВД Республики Казахстан имени Б. Бейсенова, утвержденных приказом начальника академии № 465 ДСП от 18.12.2015 года. Учитывая, что возле входа в столовую отсутствуют парковочные места, Ахметову Р. предложено использование автостоянок, расположенных возле контрольно-транспортного пункта академии (КТП), либо за гаражным массивом, на что последний выразил свое согласие парковать автотранспорт по перевозке продуктов питания возле КТП академии”.
И. о. начальника академии уверял, что “проверка со стороны группы санитарно-эпидемиологического надзора медицинской службы ДВД Карагандинской области проводилась однократно, и то по заявлению от ИП Жакупбековой М.С. от 22.01.2018 года. Сотрудникам постоянного и переменного состава академии каких-либо указаний от руководства, запрещающих посещение столовой, не давалось. Ранее подразделениями собственной безопасности ДВД Карагандинской области и МВД Республики Казахстан по аналогичным обращениям ИП Жакупбековой М. С. проводились неоднократные проверки, в своих объяснениях сотрудники и курсанты академии одной из причин отказа посещения столовой указывали о завышенных ценах за питание в столовой”.
К сожалению, ответов на вопросы о том, кто был предыдущим арендатором столовой и в течение какого времени, а также как осуществлялась им доставка продуктов для столовой, мы не получили.
Остается надеяться, что по выходе из трудового отпуска генерал-майор Джан Кенжетаев все же ответит на них со страниц нашего издания и расскажет о том, какие меры для разрешения конфликтной ситуации с ИП Жакупбековой он намерен предпринять.
КАРАГАНДА