Скандальную тему тут же подхватили информагентства, растиражировав информацию обоих ведомств. Так, Агентство по защите прав потребителей сообщило, что по результатам лабораторного исследования колбасных изделий на определение видовой идентификации ткани, присутствующей в реализуемой продукции халал, якобы обнаружено присутствие свинины в нескольких видах продукции – и далее шел список колбас и сосисок, правда, без упоминания производителей.
Более того, на этикетке колбасы “Целинная” под знаком “халал”, где указано, что она изготовлена под контролем ОЮЛ “Ассоциация халал-индустрия Казахстана”, – в составе был указан шпик. (Справка: шпик – плотное подкожное свиное сало, приготовленное в виде соленого или солено-копченого продукта.)
Далее говорится: “По информации Агентства по делам религий, Ассоциация халал-индустрии Казахстана не является религиозным объединением, а разделение продукции на халал или не халал относится к вопросу религии. Агентство по делам религий считает, что выдача данным объединением сертификатов и свидетельств по определению продукции халал не соответствует требованиям действующего законодательства”.
Приборы не позволяют!
Узнать, что содержится в продукции, которую мы едим, – идея замечательная, но, как оказалось, не так легко реализуемая. Года два назад “КАРАВАН” предлагал лабораториям Госсанэпиднадзора в Алматы (ныне это подразделения упраздненного Агентства по защите прав потребителей) взять на пробу несколько видов колбас, чтобы определить, что там содержится – нет ли добавок в виде бумаги или иных примесей? Однако санитарные врачи тогда отрицательно качали головами: мол, определить такое не может ни один санэпиднадзор Казахстана!
Подтвердили эту информацию и сегодня, в августе 2014 года. К примеру, заведующая лабораторным отделением гигиены питания департамента по защите прав потребителей Алматы Амина АМИРОВА сообщила, что, по нормативным документам, к примеру, санврачи могут определить только то, что указано на самой этикетке.
– Например, если говорится, колбаса такая-то и указаны массовые доли влаги, поваренной соли, жиров и другой органолептики, то мы это и определяем. Устанавливать что-то большее не имеем права. Да и приборы наши не позволяют.
Всех под одну гребенку?
Однако главная сенсация прозвучала из уст руководителя Ассоциации халал-индустрии Казахстана Марата САРСЕНБАЕВА:
– Я считаю, что, делая подобные заявления, представители Агентства защиты прав потребителей и Агентства по делам религий показали свою некомпетентность и неграмотность. Многие представители халал-индустрии были возмущены и намерены подать в суд на Агентство по защите прав потребителей.
Также, по словам Марата Сарсенбаева, в сообщении говорится о так называемом шпике.
– Чиновникам следовало бы знать, что шпик, помимо натурального, бывает еще и искусственный, производимый из говяжьего жира с добавлением халал-ингредиентов (вода и эмульсии). Не обратившись за документацией в саму компанию по производству колбасы, они озвучили эту информацию. Такое впечатление, что выводы сделаны лишь на основе анализа этикеток! Также, по словам главы Ассоциации халал-индустрии, являющейся сегодня международным органом сертификации для более чем 600 казахстанских компаний и 60 зарубежных, первый технический комитет был создан с благословения Верховного муфтия Абсаттара Дербисали в 2005 году:
– На основании этого письма сначала был создан технический комитет № 57 по стандартизации халал при Министерстве индустрии и новых технологий, который я тогда возглавил, – сообщил Марат Сарсенбаев. – Комитет разработал и утвердил стандарты: СТ РК 1353-2005, колбаса вареная халал, общие технические условия. СТ РК 1632-2007 “Туристическо-экскурсионное обслуживание, гостиничные услуги халал. Классификация”. Также в госстандарте Казахстана был зарегистрирован международный стандарт MS 1500-2004 Halal-Food, руководство по производству изготовления, обработке и хранению продукции халал”. Мы имеем официальные разрешения от госстандарта Малайзии, Индонезии, являемся членами Евразийского союза по стандартизации и сертификации халал. И после этого нас обвиняют в незаконности осуществления деятельности только потому, что мы не являемся религиозной организацией?
По мнению Марата Сарсенбаева, за последние несколько лет емкость рынка халал-продукции значительно увеличилась. Например, мясо-колбасное производство халал составляет почти 35 процентов рынка, а переработка мяса – почти 60. То есть это уже серьезный рынок с большими оборотами, вполне вероятно, что мы еще не раз будем свидетелями не столько религиозных, сколько торговых баталий на этом рынке.
Что есть халал
Впрочем, разговор о халал-колбасе, пусть даже и в таком негативном контексте, сегодня вновь заставляет нас задуматься о том, что же мы едим, кто это производит и кто проверяет?
Например, Болатбек Куандыков, бывший председатель Агентства по защите прав потребителей, еще в мае этого года сетовал:
– В наших нормативно-правовых актах нет понятия и определения, что такое халал. Если завтра обратиться в суд, то он не сможет принять решение, халал это или не халал, потому что нормативов нет, – отметил Б. Куандыков. – Сейчас ведь это не только продукция, например, колбаса и т. д., уже есть гостиницы халал. Недавно в Интернете я читал: предприниматель из дальнего зарубежья приехал и удивился, что у нас есть халал-СТО. Надо здесь навести порядок…
Пытаясь объяснить, что же такое халал, Марат Сарсенбаев привел в качестве первоисточника Коран:
– Коран запрещает употребление мертвечины, крови, мяса свиньи, а также хищных зверей и птиц, ослов и мулов, кошек и собак, насекомых, паразитов, жуков и всего того, что не было зарезано с произнесением имени Аллаха…
– У многих сразу вопрос: как узнать, зарезано было животное с именем Аллаха или нет. Не поставишь же над каждым имама?
– Эта деятельность лицензируется, сертифицируется. Забойщики мяса проходят соответствующее обучение. Предприятие, желающее работать по халал-стандартам, само следит за выполнением всех требований. Раз в год мы можем осуществить внезапную проверку. Ведь помимо слов с именем Аллаха над животными необходимо, чтобы в самой продукции, например в колбасах, были халал-ингредиенты.
– Как их определить?
– Несколько лет назад по нашей просьбе Исламский банк закупил ПЦР-лабораторию, которая в реальном времени может определить генный состав того или иного продукта. Лаборатория находится на базе Национального центра экспертизы и сертификации. Поскольку производство продуктов питания сегодня дорожает, в мире производители идут на всякие ухищрения. Например, добавляя в мясо крыс немного говяжьей пасты, получаем мясной фарш, который не отличишь от говяжьего. Или в Китае научились делать искусственные яйца на основе желатина. Чтобы определить чужеродные гены, нужны тесты на определение антигенов, они у нас имеются. Есть ли они в лаборатории Агентства по защите прав потребителей, я не знаю.
От редакции
Мы обратились с запросами в Агентство по защите прав потребителей и Агентство по делам религий с запросами по этой теме. Однако официальных ответов пока не получили.
К примеру, в Агентстве по защите прав потребителей в телефонном разговоре даже не смогли ответить, на основе чего были сделаны выводы: все сослались на некоего Бахыта, который готовил информацию. Бахыт сообщил, что писал пресс-релиз на основе данных лаборатории. Обещал перезвонить, но звонка мы так и не дождались…