Первый раздел: Водительские истории
Как гаишник правое с левым перепутал
Об этом анекдотичном случае, который произошел в 1983 году в Алма-Ате, нам рассказал бывший инспектор ГАИ, а ныне пенсионер МВД. Однако своей фамилии он просил не называть и пояснил, что неловко ему теперь за свою тогдашнюю мстительность.
Патрулировал дежурный экипаж ГАИ по проспекту Аль-Фараби, и обратили свое внимание служивые на белые “Жигули”: водитель ехал как-то неуверенно и постоянно жался к обочине.
А когда поворачивал на улицу Водозаборную, то даже задел задним правым колесом бордюр. “Пьяный, наверное!” – предположил старший экипажа и, включив сирену, повернул следом за потенциальным нарушителем. Но водитель “ВАЗ 2106” прибавил газку и затормозил только возле Института почвоведения.
Левая передняя дверца машины медленно открылась. Вышедший молодой человек направился к тормознувшим рядом гаишникам и вежливо поздоровался.
На законное требование инспекторов предъявить водительские права и техпаспорт на автомашину гражданин кивнул в сторону своей “шестерки” и сказал, что они там. Тут старший экипажа, лейтенант, широко раздув ноздри, профессионально всосал в себя воздух и, довольно осклабившись, спросил:
– Выпивали, гражданин?
– Да… – сокрушенно вздохнул тот. – Но вчера…
– Это не имеет значения! – парировал гаишник, доставая из планшетки протокол. – Давайте сюда ваши документы!
Его собеседник вытащил из кармана куртки паспорт и протянул инспектору.
– Вы, что, издеваетесь надо мной?! – инспектор начал закипать. – Значит, еще и без водительских прав ездите? – лейтенант гневно сдвинул брови.
– А зачем они мне? – вопросом на вопрос ответил его собеседник. – Это же не моя машина!
– Какая разница, чья! Вы сели за руль в нетрезвом состоянии и без водительских прав. Будем оформлять! – страж порядка красноречиво занес ручку над протоколом.
– Я не садился за руль! – возмущенно воскликнул его визави.
– Издеваетесь? У вас до сих пор водительская дверца открыта.
– Это не водительская…
– Как не водительская?! – гаишник опять со свистом втянул в себя воздух и ринулся к “Жигулям”.
И тут его взору предстала странная картина: на панели слева руля действительно не было! Зато на правом сиденье находился пожилой мужик, который мертвой хваткой вцепился в баранку.
– Это как?.. – только и смог пробормотать инспектор. Но затем, взяв себя в руки, гаркнул:
– Ваши права и техпаспорт!
Мужик молча передал ему документы.
– Составим протокол, – мстительно прищурился гаишник.
– За что?!
– За незаконное переоборудование автотранспортного средства с целью ввести в заблуждение органы Государственной автоинспекции! – последовал ответ.
– А вы покажите мне статью, которая запрещает в СССР эксплуатацию машины с правосторонним расположением руля, – потребовал водитель.
Тут гаишник понял, что попал в неприятную ситуацию, так как подобной статьи в законодательстве он не знал. Да и не было ее.
После выяснилось, что владелец “праворульной “шестерки” привез ее из Англии. Это был экспортный вариант народного автомобиля.
Но, чтобы хоть как-то сохранить лицо, лейтенант составил на водителя протокол за нарушение правил маневрирования.
Второй раздел: Особенности дорожного движения в нашем городе
“Сергек” ищет должников
Власти городов и областей Казахстана в деле взимания штрафов надежды свои возлагают на новые технологии, в частности, на комплексы видеофиксации нарушений “Сергек”. В столице Казахстана проходит совместный рейд по взысканию налоговой задолженности физических лиц с помощью этих камер. Вылавливают должников сотрудники департамента государственных доходов по городу Нур-Султану вместе с инспекторами дорожно-патрульной полиции и частными судебными исполнителями.
Необходимо отметить, что подобное взаимодействие практикуется уже второй год.
При помощи “Сергеков” сначала устанавливают личность нарушителей, затем инспекторы дорожной полиции останавливают их на дороге, а сотрудники органов госдоходов вручают уведомления о задолженности по налогу на транспортные средства.
Количество тех, кто не оплатил транспортный налог на начало ноября 2019 года, составило в столице 32 733 человека на сумму 1 219 миллионов тенге. И тут выяснилось: чем дороже транспортное средство, тем забывчивее его владелец. Например, на штрафстоянку были отбуксированы два автомобиля марки “Range Rover”, хозяева которых запамятовали выплатить налоги на 2,1 миллиона тенге. "Они стригут "бабки" и ничего не делают": почему уличные камеры наблюдения не снижают уровень преступности в Казахстане
Рейд планируется продолжать до конца декабря текущего года. Сотрудники комитета госдоходов напоминают, что срок уплаты транспортного налога за 2019 год истекает 31 декабря 2019 года. Вынесенные в отношении физических лиц постановления о возбуждении исполнительного производства можно увидеть на портале министерства юстиции Республики Казахстан: adilet.gov.kz. Информацию о сумме налоговой задолженности граждане могут получить на портале комитета государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан kgd.gov.kz.
Третий раздел: Автолюбители интересуются
Главное – это взимание штрафов?
В последнее время отовсюду только и слышишь нескончаемые дифирамбы, которые чиновники поют техническому прогрессу. Отдельным поводом для восторгов является повсеместная установка “Сергеков”. И тут они помогут, и там тоже…
Никто не спорит, технический прогресс – это здорово! Но имеется у той медали, которой “Сергек” наш, безусловно, заслуживает, и обратная сторона. Не забывайте: несмотря на весь свой “фарш” – это просто камера, и она ничего не соображает! Не человек ведь.
Недавно знакомые обрисовали мне несколько дорожных историй, в которых видеокамеры фиксации нарушений ПДД выступили, мягко выражаясь, будто какие-нибудь зануды-буквоеды. Но обо всем по порядку.
Любопытно, что все водители “попали” в одном и том же месте – в Алматы на пересечении улиц Тимирязева и Маркова. Там, метров за пять до перекрестка, одному приезжему “бомбиле” вздумалось тормознуть (невзирая на знак и желтую линию, запрещающие остановку!), чтобы взять на борт очередного пассажира. И его сразу же “догнал” ехавший следом транспорт. Оба рулевых, как водится, вышли из своих авто, обвинили друг друга в незнании ПДД, а потом сообщили в полицию и принялись ждать приезда дежурного экипажа.
А что оставалось делать всем тем, кто волею судьбы ехал позади участников ДТП? Правильно: “Не терять же время!” – подумали они и начали объезжать столкнувшиеся машины по соседним полосам.
Но весь фокус в том, что для движения прямо по Тимирязева предусмотрена лишь одна. А две другие – для общественного транспорта и для поворота направо. Поэтому всех, кто туда заехал, камеры (там не “Сергеки”!) автоматически записали в нарушители. И водители остались виноватые. Ведь камере в отличие от инспектора полиции ситуацию не объяснишь.
Но это еще далеко не всё, на что способна техника. Недавно в Усть-Каменогорске “Сергек” обвинил владелицу авто в превышении скорости. Но вся изюминка в том, что в тот момент ее машину перевозил эвакуатор. И хотя на фото это прекрасно видно, штраф тем не менее пришел на ее имя.
Кроме того, автолюбители делятся друг с другом в Интернете страшилками о том, как в Алматы “Сергеки” штрафуют тех водителей, кто проехал пешеходный переход со скоростью 60 километров в час. Якобы комплекс настроен так, что перед “зеброй” надо скинуть скорость до 40 километров в час. Причем независимо, есть на ней пешеходы или нет. А знаков ограничения скорости до 40 километров в час там не установлено.
И еще.
Если вы позабыли вовремя пройти техосмотр, оплатить налог на транспорт или страховку и продолжаете кататься там, где установлены “Сергеки”, то приготовьтесь выложить из кармана огромную сумму: камера автоматически будет выписывать вам штраф каждый раз, когда вы попадете в ее объектив!
Но, на мой взгляд, всё это несправедливо. Ведь если подобное нарушение выявит инспектор дорожно-патрульной полиции, то он сразу же предупредит вас об этом и выпишет штраф. Но один, а не сотню!
Поэтому редакция газеты “КАРАВАН” просит руководство управления административной полиции департамента полиции города Алматы ответить на следующие вопросы.
1. Как должны действовать водители, если перед их автомобилем случилось ДТП и единственная полоса, по которой разрешено движение, перекрыта? Ждать сотрудников полиции?
2. Действительно ли в Алматы перед всеми наземными пешеходными переходами, обозначенными “зеброй”и вблизи которых установлены “Сергеки”, водители обязаны снижать скорость до 40 километров в час?
3. Почему водителю, который не прошел техосмотр, не оплатил транспортный налог или страховку, камеры выписывают штраф всякий раз, как фиксируют его авто? Есть ли этому логическое объяснение?