Криком души можно назвать обращение Ассоциации предприятий легкой промышленности к Премьер-министру страны Кариму МАСИМОВУ: “В целях предотвращения негативных последствий для кожевенной и смежных с ней отраслей промышленности просим скорейшего подписания постановления о временном запрете на вывоз необработанных шкур крупного рогатого скота”.
В ассоциации говорят: если это не будет сделано, без сырья останутся 16 перерабатывающих предприятий, большинство из которых и так загружено лишь на 40 процентов.
Кто зарабатывает, а кто теряет
По данным, которые нам предоставили эксперты, в Казахстане перерабатывается не более 10 процентов от общего объема производимых шкур. Остальные вывозятся в соседние страны за копейки. Чаще контрабандой. На этом шкурном интересе теневики зарабатывают миллионы долларов, но в казну в виде налогов и таможенных пошлин поступают минимальные суммы.
– В основном необработанное сырье нелегально вывозится в Китай. Через подставные фирмы, частных предпринимателей скупается огромное количество всех видов шкур крупного и мелкого рогатого скота по бросовым ценам, – говорит президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь ХУДОВА.
Эксперты говорят об этом уже много лет, но ситуация не меняется. В этом году она достигла уже пика. Если сейчас срочно не принять меры, казахстанское кожевенное производство будет уничтожено.
Пока министры реорганизуются
– На самом деле ситуация парадоксальная, – возмущена Худова. – Был подготовлен проект постановления правительства РК “О введении временного запрета на вывоз необработанных шкур крупного рогатого скота с территории Республики Казахстан”. Однако в связи с реорганизацией министерств этот документ до сих пор не подписан. Если момент будет упущен, то кожевенные заводы на целый год останутся без сырья, а обувные предприятия – без кожи. Это ставит их на грань разорения!
Понятно, что административные вопросы распределения между министерствами функций и кресел очень важны, но на кону судьба предприятий, сотен рабочих мест. Еще несколько месяцев назад чиновники заявляли: мол, необходимо срочно поддерживать обрабатывающую промышленность в Казахстане. Теперь же процесс затормозился из-за бумажных проволочек.
Пока не ясно, кто и когда поставит судьбоносную подпись под документами. Между тем шкуры “утекают” в Поднебесную и возвращаются в Казахстан в виде готовой продукции, но уже по цене, в сотни раз превышающей изначальную стоимость шкур.
Криминальные схемы
Понятно, что нелегальный вывоз шкур – это чей-то прибыльный бизнес.
– Мы провели анализ криминогенной ситуации в кожевенной отрасли. Выяснилось, что в 2012 году теневой оборот кожевенного сырья (необработанные шкуры крупного и мелкого рогатого скота) в Казахстане составил более 60 процентов.
Так, по данным статистики, в 2012 году произведено 10 миллионов необработанных шкур крупного и мелкого рогатого скота. Из них экспортировано около 2 миллионов штук, для предприятий страны отправлено 1,7 миллиона штук.
Таким образом, около 6,3 миллиона необработанных шкур непонятно куда делось. По имеющейся информации, ввиду высокого спроса на кожевенное сырье в Китае шкуры вывозятся из страны контрабандным путем. В результате незаконного вывоза сырья государство недополучило порядка 3 миллиардов тенге вывозных пошлин, – говорит Любовь Худова.
По ее словам, существует схема, которая позволяет легко и непринужденно обходить препятствия на таможне – шкуры вывозятся из страны под видом обработанной кожи.
– Дело в том, что на необработанные шкуры экспортная пошлина составляет 500 евро за тонну, на обработанную кожу – вообще не взимается. Ущерб государству от применения подобной схемы составил более 2 миллиардов тенге. Кроме того, наше сырье вывозится и через Киргизию. Величина ставок экспортных пошлин для Китая – 500 евро за тонну, для Киргизии – 200 евро. Разница существенная! В итоге Казахстан недополучил еще около 2 миллиардов тенге, – подсчитала эксперт.
В ассоциации полагают, что только полный запрет на вывоз шкур может спасти отрасль.