В южной столице на базе Казахского НИИ онкологии и радиологии открылся Центр позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии (ПЭТ/КТ), оснащенный диагностическим оборудованием последнего поколения.
По словам врачей, оно позволяет обнаруживать даже минимальную, размером до 2 миллиметров, опухоль, и найти органы, в которые она дает метастазы!
– Прежде наши медики об этом могли только мечтать, – говорит директор КазНИИОиР Диляра КАЙДАРОВА. – Ведь порой метастаз находится в позвоночнике, но мы не можем найти первоисточник самой опухоли.
Или же миниатюрная опухоль сидит в молочной железе, а метастаз от нее, отдаленный вторичный очаг, – в головном мозге.
Раньше такие сложные виды локализаций рака мы не могли обнаружить, даже если пациент проходил несколько разного вида обследований. Благодаря ПЭТ/КТ оборудованию за 2 часа с почти 100-процентной точностью мы четко определяем стадию болезни и можем ставить диагноз: откуда идет первичная опухоль и куда дает метастазы. А от этого зависит выбор наиболее эффективного метода лечения. Отечественные онкологи настаивают
Вот если метастазы мелкие, до 2 миллиметров, то ни компьютерная томография (КТ), ни магнитно-резонансная томография (МРТ) их не показывают. И врач может думать, что у больного 1-я стадия рака.
А когда ПЭТ/КТ-аппарат обнаруживает метастазы, это уже 4-я стадия, значит, и тактика лечения кардинально меняется. К примеру, при первой стадии, без метастазов, бывает достаточным хирургическое лечение, то есть простое удаление опухоли, а при метастазах без химиотерапии уже не обойтись.
То есть благодаря этому методу стала возможной более точная диагностика и самый быстрый выбор эффективного лечения. А это путь к скорому выздоровлению пациента и спасению его жизни.
Как работает фтордезоксиглюкоза
Патологические клетки в центре ПЭТ/КТ выявляют при помощи различных радиофармпрепаратов. Для диагностики всего тела, например, вводят 18F-фтордезоксиглюкозу (18FDG).
Это радиофармпрепарат, который готовится накануне исследования, с учетом индивидуальных особенностей пациента. Его в лабораторию поставляет Институт ядерной физики (ИЯФ). 18FDG универсален и улавливается всеми клетками, так как по строению близок к обычной глюкозе.
Диагностика основана на оценке скорости обмена веществ в клетках. Опухолевые клетки поглощают радиофармпрепарат 18FDG быстрее обычных, поэтому их хорошо видно при сканировании. Вещество выводится из организма пациента в течение суток и имеет период полураспада (Т1/2) 110 минут.
ПЭТ/КТ способна диагностировать те опухолевые очаги, которые невозможно выявить с помощью других средств визуализации – УЗИ, рентгена, КТ и МРТ. По изображению она позволяет отличить доброкачественное образование от злокачественного с высокой степенью достоверности. 18FDG подходит для выявления большинства злокачественных опухолей, за исключением нейроэндокринных новообразований, рака простаты и некоторых других форм онкологии.
А для опухолей типа рака простаты республиканский Институт ядерной физики по заказу КизНИИОиР сейчас готовит другой препарат, основанный на простатспецифическом антигене. И через 6 месяцев он будет уже применяться.
Ультрасовременная лаборатория на базе старого здания
Под новый американский аппарат ПЭТ/КТ, сочетающий в себе позитронно-эмиссионный и компьютерный томографы, Казахский НИИ онкологии и радиологии предоставил частной турецкой компании не использовавшееся в последнее время помещение на своей территории. Из этого одноэтажного здания давно уже был демонтирован старый бездействовавший рентген-аппарат. А инвесторы, сделав капитальный ремонт, превратили его в современный медицинский комплекс.
В корпусе 4 специализированных бокса для приема пациентов, специальные души и туалеты, уносящие радиационные отходы в спецприемник до их полного обеззараживания.
В каждой комнате вытяжки для притока и циркуляции свежего воздуха. Есть изолированный от посетителей и персонала лифт для приема радиопрепаратов, которые доставляют сюда в специальных контейнерах. Имеются даже специальные боксы для инъекционных игл.
А медсестра, готовая в каждую секунду прийти на помощь больному, во время своего дежурства пребывает в чистой “зеленой” зоне, уберегающей ее от радиоизлучения.
И лишь когда возникает необходимость срочно помочь пациенту, она надевает специальный защитный костюм и направляется в палаты.
Все эти усовершенствования турецкие инвесторы-подрядчики ввели для того, чтобы ни пациенты, ни персонал не теряли драгоценные минуты во время работы с быстро распадающимся радиопрепаратом. И это суперсовременное обустройство, как и установку самого ПЭТ/КТ-аппарата, они проделали в рамках государственно-частного партнерства совместно с КазНИИОиР.
Теперь на диагностику сюда прибывают люди со всего южного региона страны, Шымкента, Тараза и даже из соседних стран: Узбекистана и Кыргызстана. Судя по всему, цены в 250 тысяч тенге за одно обследование их не смущают.
– Да, без квоты это ПЭТ/КТ-обследование сейчас довольно дорогое, – говорит Диляра Кайдарова, – около 700 долларов. Во всем мире этот вид диагностики недешев. Но если сравнить, допустим, с Южной Кореей, то там за подобную процедуру платят по 3 тысячи долларов, в Турции – по 1,5 тысячи. А наши люди массово едут туда и отдают свои деньги! Теперь же это стало доступным у нас.
Мало того, к концу октября процедура для казахстанских онкопациентов уже может стать и вовсе бесплатной, поскольку государство выделяет деньги на квоты нуждающимся.
Раньше ПЭТ/КТ-диагностическое оборудование в Казахстане имелось только в Астане. Теперь же регионы могут поделиться на север и юг. Одним ближе в Астану, другим – в Алматы.
Алматы