Сенатор Талгат Мусабаев намерен подать в суд за клевету на финансиста Бахта Ниязова - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сенатор Талгат Мусабаев намерен подать в суд за клевету на финансиста Бахта Ниязова

Сенатор Талгат Мусабаев намерен подать в суд за клевету на финансиста Бахта Ниязова

Сенатор Талгат Мусабаев намерен подать в суд за клевету на финансиста Бахта Ниязова.

  • 19 Октября 2018
  • 7125
Фото - Caravan.kz

Справка “КАРАВАНА”

Предприниматель Бахт Ниязов обвиняет сенатора Талгата Мусабаева в непрямом давлении на его бизнес-структуры через органы государственной власти. Причиной стала конфликтная ситуация с родственниками Мусабаева. В частности, с зятем, предпринимателем Виктором Морозовым – партнером самого Бахта Ниязова. По его словам, Морозов оказался непорядочным: более 20 семей купили квартиры в ЖК в предгорьях Алматы, но Морозов, не возвратив деньги, уехал в ОАЭ и больше в Казахстан не приезжал. Семья Морозова осталась в стране и мешает Бахту Ниязову вести спокойно дела, всячески портит жизнь жильцам ЖК.

1. При чем тут Мусабаев?

Ни при чем. Космонавту принадлежит участок земли в городке “GreenLandia” в престижном районе Алматы, недалеко от Баганашыла. На участке долгострой – поставлен каркас дома с пандусом для въезда. И больше ничего. Талгат Мусабаев основное время проводит в Астане, заниматься стройкой времени нет. Поэтому ее периодически замораживают.

Но сам участок находится в стратегически важном для городка месте – прямо на границе ЖК “GreenLandia” и соседнего “Mountain drive”, где в последнее время происходят конфликты между застройщиками – двумя партнерами, которые реализуют эти проекты.

2. Кто такой Виктор Морозов?

Виктор Морозов в свое время был достаточно известным в городе девелопером. Его стараниями были построены, например, развязки Аль-Фараби – Сейфуллина, Сейфуллина – Тимирязева и подземная развязка у “Есентай-молла”.

Морозов женат на Гульнаре Мусабаевой, племяннице космонавта.

И он же владелец проекта ЖК “GreenLandia” и партнер № 1 проекта “Mountain drive”. Морозову принадлежали земли, на которых построены дома всех трех городков, и компании, которые проектировали и строили дома, прокладывали коммуникации и дороги.

В нулевых годах вокруг Алматы начали расти как грибы после дождя коттеджные городки. Тема оказалась очень интересная. Престижное жилье всегда в цене. Один из таких проектов – “Сан-Таун” – появился в дорогом районе Баганашыл. Рядом с “Казахфильмом”. Из трехэтажных таунхаусов. Нормальные квартиры, но в престижном районе они стоят в 2–3 раза больше, чем в городе.

Задумка была простая: если проект удастся, его можно масштабировать. Благо земля для этого у владельца есть. Нужны только деньги. Но как раз прошел кризис 2007–2008 годов, поэтому с инвестициями было трудно.

Владелец проекта, Виктор Морозов, к зиме 2013 года начал строить четыре жилых многоквартирных дома ЖК “GreenLandia” (а ныне “Mountain drive”), которые еще не закончены. Но покупатели на жилье уже начали появляться.

Одним из таких покупателей стала “Финансовая компания “Real-Invest.kz”. По факту она принадлежит финансисту Бахту Ниязову.

Он захотел купить сразу 8 квартир. Но не по розничной цене, а по оптовой. Как первому покупателю, продавец сделал скидку 50 процентов. Квартиры были проданы, договор подписан.

3. Кто такой Бахт Ниязов?

Партнер № 2 Бахт Ниязов – владелец группы “Финансовая компания “Real-Invest.kz”, которая обслуживает его деятельность.

Судя по документам, которые передала “КАРАВАНУ” супруга Виктора Морозова, покупатель оказался нетерпеливым.

Уже весной 2016 года Бахт Ниязов сделал владельцу городка предложение: взять на себя завершение строительства комплекса, вложить в это дело свои деньги, а потом поделить прибыль.

В ноябре 2016 года стороны подписали восьмистороннее соглашение. Согласно договору, компания Ниязова “Real-Invest.kz” финансирует завершение строительства 10 тысяч квадратных метров ЖК “GreenLandia”. С этого договора и начались нынешние проблемы Виктора Морозова.

4. Виктор Морозов – преступник и мошенник?

Не преступник и не мошенник. Нет ни одного уголовного дела против Виктора Морозова. Все уголовники, которых ищет полиция, находятся в специальном реестре министерства юстиции. Его имени там нет. Это можно проверить на сайте минюста.

Тем не менее в 2015 году Виктор Морозов уехал за пределы страны. Аукнулись долги по тем самым дорожным развязкам, которые он строил для города.

Из-за сложных финансовых схем, которые придумал тогда акимат, у девелопера оказалось много земли и еще больше долгов. А так как проекты кредитовал Казкоммерцбанк, то кредиты оказались подвешены.

Чтобы их обслуживать, надо было привлекать деньги под новые проекты. Для этого нужно иметь свободу передвижений. Банк же через судебного исполнителя наложил запрет на выезд. Всё, коробочка захлопнулась: вроде не преступник, а на Родину вернуться не может!

За последние 3–4 года с учетом пени долг вырос по непонятной схеме со 120 миллионов до примерно 800 миллионов долларов. Сейчас сказать трудно, сколько точно должен предприниматель. Эти расчеты может дать только банк.

5. На что были потрачены 120 миллионов долларов?

12 миллионов долларов пошло на выкуп 2 гектаров земли с ветхим жильем. Остальное – на строительство трех развязок и 2 километров проспекта Сейфуллина – от улицы Сатпаева до разворотного кольца выше проспекта Аль-Фараби.

6. Виктор Морозов прячется от Бахта Ниязова?

Не прячется. Разумеется, без владельца все проекты по строительству заморозились. В том числе и ЖК “GreenLandia”.

– Чтобы не тормозить работу, Бахт Ниязов предложил новую идею: расширить проект, прирезать новые участки и вместе достроить коттеджный городок “Mountain drive”, – рассказывает Гульнара Мусабаева. – Ради этого проекта Бахт Ниязов много раз ездил в Эмираты на переговоры с Виктором. Ему это удобно было делать, так как у него там тоже есть недвижимость и собственные компании. Он нарисовал шикарные перспективы. Уговорил. Виктор согласился. Тем более мужу не надо было присутствовать на месте.

В ноябре 2016 года компании подписали соглашение, по которому под общий проект стороной Виктора были переданы восемь участков: бесплатно 3 участка под многоквартирными домами и 5 участков, выделенных под дороги, – по 1 тысяче тенге каждый. Один участок передала компания Бахта Ниязова.

При подготовке проекта партнеры регулярно общались по мобильной связи, через электронную почту и социальные сети. Поэтому все обвинения, что Виктор прячется от закона где-то за рубежом, – домыслы, чтобы подмочить репутацию предпринимателя.

Согласно договору, о котором говорит Гульнара Мусабаева, сторона Виктора Морозова строит дома, сторона Ниязова финансирует все работы.

По окончании проекта партнеры забирают свои доли (в документе расписано, кому отойдет какая квартира) и продают их. Но этого не получилось. После отъезда первого партнера за рубеж работы встали. Чтобы не рисковать проектом, строительными работами занялась группа “Real-Invest.kz”.

Сколько вложил Бахт Ниязов в “Mountain drive”, никто не знает. В соглашении об обязательствах от 18 ноября 2016 года долги Морозова перед Ниязовым учтены зачетом.

Поэтому трудно понять и то, сколько сейчас стоит этот проект. Но на спутниковых картах видно, что те несчастные четыре трехэтажных дома так и не были достроены. Этой работой как раз и должен был заниматься Бахт Ниязов.

7. В чем суть конфликта?

По договору между двумя предпринимателями сторона Виктора Морозова строит дома, вторая сторона – Ниязова – финансирует работы. Но этого не получилось. По факту после отъезда Виктора Морозова за рубеж всем строительством ЖК “Mountain drive” занялась группа “Real-Invest.kz”.

Из документа следует, что сторона Морозова компенсирует Ниязову понесенные им расходы на достройку ЖК квадратными метрами общей площади проекта – из расчета 700 долларов за квадратный метр.

– Но Бахт Ниязов выставил Виктору претензию, что его расходы резко увеличились и дошли до полутора миллиардов тенге, – рассказывает Гульнара Мусабаева. – По его расчетам, теперь все дома ЖК должны принадлежать ему вместе с землями, на которых они стоят. Теперь Виктор Морозов вдруг оказался должен своему партнеру 217 миллионов тенге. Как, передав 8 участков земли и 10 тысяч квадратных метров незаконченного строительства, а также дороги и коммуникации, можно остаться еще должником, он так и не понял.

Возвращаясь к пункту № 1.

8. Так при чем здесь Талгат Мусабаев?

Из всего этого видно, что космонавт и сенатор в конфликте не участвует. Но стороне Бахта Ниязова оказалось удобно притянуть за уши это громкое имя и создать вокруг чисто делового противостояния ажиотаж. Зачем? Пока не ясно.

“КАРАВАН” обратился с запросом к компании “Real-Invest.kz” за комментариями. Самого Бахта Ниязова, когда готовился материал, в стране не было. Выехал за рубеж.

Алматы