Закулисные истории
Мы так привыкли к тому, что на театральных подмостках сменяют друг друга вереницы разных историй, что редко задумываемся об истории самих театров. А они рождаются и живут не только на сцене, но и в закулисной суете, в артистических гримерках, пошивочных мастерских и даже в сундуках, где прячутся суфлеры! По крайней мере, именно так складывалась история семейского театра имени Абая, отметившего 80-летие.
Неофициальная же история началась еще раньше – в 1917 году, когда энтузиасты во главе с Мухтаром Ауэзовым решили поставить спектакль «Енлик-Кебек». Тогда, кстати, будущий мэтр казахской литературы и оказался в огромном сундуке, откуда суфлировал самодеятельным актерам. Так появилась труппа «Ес Аймак», которая вскоре начала давать спектакли в Семипалатинске.
– Прямо на улице ставились впритык две больших юрты, одна из которых служила зрительным залом и сценой, а вторая – закулисьем, – рассказала специалист историко-краеведческого музея Шынар СЕЙСЕНБАЕВА. – В составе основателей будущего театра были Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Дюйсенбай Есенжолов.
Декорации, афиши, костюмы…
Так сложилось, что театр был зарегистрирован позже, только в 1934 году. Но для самих артистов это оказалось далеко не самым важным. Главным, любимым, тем, ради чего и сегодня 60 участников труппы приходят в театр, остается сцена. За минувшие десятилетия на ней было поставлено более 300 спектаклей, которые посмотрели около 80 миллионов зрителей.
Истории одного из старейших театральных коллективов страны посвятили специальную выставку, открывшуюся в историко-краеведческом музее. Здесь можно увидеть фотографии, запечатлевшие старые спектакли, подлинные декорации, афиши, документы, личные вещи актеров и сценические костюмы. Среди них платье народной артистки Казахской ССР Гульсум Абдрахмановой, которое актриса сшила себе сама в 40-х годах. Впрочем, в те годы актеры вынуждены были не только шить сценические костюмы.
Хорошему театру везет на таланты
– Во время войны наш коллектив пережил немало трудностей, многие артисты уходили на фронт, но театр удалось сохранить, – отметил патриарх труппы, народный артист РК Бекен ИМАХАНОВ, в чьей творческой биографии есть роли отца Абая Кунанбая и степного лирика Шакарима.
Театру всегда везло с талантами. Чего стоят имена Латифа Хамиди, Каюма Мухамедханова, Орынбека Бекова, Куляш Сакиевой, игравших или писавших для театра имени Абая. А статус музыкально-драматического и наличие собственного симфонического театра и балетной группы позволяет превратить каждый спектакль в многогранное живое действо.
Семей