Самые известные криминальные схемы по отъему недвижимости в Казахстане: как не стать жертвой - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Самые известные криминальные схемы по отъему недвижимости в Казахстане: как не стать жертвой

Самые известные криминальные схемы по отъему недвижимости в Казахстане: как не стать жертвой

Сегодня в Казахстане используется несколько криминальных схем по отъему недвижимости: в одних случаях жертвами черных выгодоприобретателей становятся самые близкие им люди, в других – заемщики банков.

  • 1 Марта 2022
  • 7442
Фото - Caravan.kz

Последних 2 номера мы шаг за шагом отслеживали механизмы реализации этих схем на частной истории автора, материалы размещены на нашем сайте caravan.kz (выпуски “КАРАВАНА” от 11 и 18 февраля 2022 года), поэтому повторяться не будем, но проговорить сами схемы, думаю, стоит.

Половина от половины

Схема 1. Как правило, ее используют чрезмерно жадные родственники: наследники или бывшие супруги, которые не хотят делить имущество по закону. Поэтому они находят мутную юридическую контору, у которой на жалованье сидят частные судебники, подставные покупатели, помощники судей и прочие нужные им люди, и запускают механизм отъема через суд – подают иск. В нем они жалуются, что второй собственник не желает делиться, сам всем пользуется, а ему/ей приходится ночевать на скамейке в сквере, ну и просит суд принудить гегемона выкупить его долю. В суде, конечно, тот может говорить, что и раньше был согласен всё поделить, но вот слушать его простимулированный судья не станет, потому что его ангажировали не для того, чтобы он всё решил миром, а для того, чтобы вытащить квартиру на электронные торги, и там плакальщик мог бы купить ее за полцены, точнее, за четверть.

Поясним, судебные исполнители сейчас не имеют права продавать собственность должников где им вздумается и за сколько вздумается.

В свое время государство решило защитить должников и создало единую электронную площадку – аукцион, где эта публика и торгует чужим добром. Порядок действий судебников и правила проведения торгов описаны в соответствующих документах. Так вот, нижний предел, до которого может опуститься цена за выставленную там недвижимость, составляет 50 процентов от оценочной стоимости. Соответственно, жертва мошенников получает не половину от стоимости квартиры, а половину от половины, то есть четверть. Для участия в торгах мутные юристы и держат подставных покупателей, которые якобы приобретают нужную недвижимость на аукционе, а затем перепродают заказчику, то есть вашему или моему родственнику или бывшему супругу. Но и этот аттракцион невиданной жадности для этих ребят – не предел. Если им захочется, то суд может вынести решение, обязывающее жертву мошенников выкупить долю у “бедолаги”.

В этом случае включается в действие схема 2 – “В вечном долгу”. Проплаченный судебник не станет брать 50 процентов от заработной платы на погашение долга, он тоже потащит квартиру на электронные торги, там по схеме 1 ее выкупит наш “бедолага”, а должник останется ему еще и должен половину от половины долга. Ну вот тогда в лучшем случае судебник наложит лапу на 50 процентов от заработка, а если у вас имеется какая-никакая дачка или старая машинешка, то и они пойдут с молотка на торгах.

Очевидно, что обе схемы реализуются только в том случае, когда стороны находятся в неравных финансовых категориях, поэтому жертвами становятся, как правило, женщины с умеренными доходами или женщины – бывшие супруги с детьми.

Заказано – не исполнено

Но вернемся к моей истории, напомню, что в прошлом номере мы с вами остановились ровно в тот момент, когда в Верховном суде мне удалось сломать эту рейдерскую программу совладельца наследственной двушки и привести его обе схемы к нулевому результату. Верховный суд отменил незаконные решения предыдущих судов, так что простимулированному частному судебному исполнителю ничего не оставалось, как отменять свои постановления. Правда, когда пришло решение в письменном виде, оно странным образом преобразилось – решения отменялись не все, более того, в противоречие всем материалам дела мною давалось согласие на продажу квартиры с торгов. Понятно, что сторона противника залила эту бумагу деньгами, иначе “ошибки” эти объяснить нельзя, поэтому мы вернулись к тому, с чего, в общем-то, начали, – в городском суде Алматы.

Давайте тут судебную историю поставим на паузу, возвращаться к тамошним нравам мы обязательно в дальнейшем будем не раз, но сейчас для нас важнее внимательнее приглядеться к важным действующим лицам криминальных схем – частным судебным исполнителям (ЧСИ). Нынешнее законодательство, хотя его и кромсали не раз, но наделяет судебников большими властными полномочиями, которые они используют за деньги заказчиков легко и охотно, а вот останавливать их сложно и долго.

Судите сами, ЧСИ обязаны заранее уведомить должника о дате и времени проведения оценки недвижимости.

В моем случае парень явился втайне от меня с прикормленным оценщиком, и (назовем его моим алчным оппонентом) у того были свои ключи, и они намеревались открыть квартиру, сделать, “что велит закон”, состряпать отчет об оценке, а затем втихаря вытащить недвижимость на торги. Ну о том, что “группе злоумышленников” не повезло с самого начала, и все их тайные движения становились явными, мы писали еще в самом начале. Вот и в этот раз мне нужно было остаться днем дома – не поверите, как раз отписывала материал для “КАРАВАНА”. Слышу, кто-то в замочной скважине ковыряется (спасибо маме, у нее на случай непрошеных гостей засов был предусмотрен), не успела спросить: “Кто?..”, а там возбужденный шепот: “Не открывается что-то, может, замок поменяла?”. Не поменяла…

Спросите, почему группа лиц опять хотела реализовать свой план “втихаря”? Так ответ простой: нельзя им было допустить меня до участия в торгах, вдруг бы у меня получилось купить ее за 3 копейки. А так – ушла квартира и ушла, когда мне об этом судебник сообщил бы, делать что-то было бы поздно. Более того, моему алчному оппоненту хотелось повесить на меня официальные расходы на своего судебного исполнителя – это порядка 10 процентов от суммы продажи. Ну и сильно желалось ему избежать дополнительных финансовых вливаний судьям, ведь по закону можно обжаловать любое действие судебника, а тот закон исполнять не собирался. В суд идет жалоба на незаконные действия ЧСИ. Суд назначает заседание… спустя дней десять после подачи, вроде всё законно. Но тем временем судебник уже подает документы в компанию – оператора электронных торгов, и тоже вроде бы закон не нарушает. Нет сейчас в Законе “Об исполнительном производстве….” требования приостановить исполнительные действия до окончания рассмотрения жалобы в суде, вот и куражатся… А часики – тик-так, тик-так…  Схема для второго хозяина: как не дать отобрать свою собственность

Далее мне приходилось уже двигаться по нескольким направлениям, рассказывать придется пунктиром, иначе мы с вами увязнем в этой истории. Итак, направление первое – судебник, нужно было обжаловать в суде отчет об оценке, ведь его автор даже в квартире не был, а оценочную стоимость подогнал к той справке, что “не может быть предоставлена в суде”, но имелась в материалах дела и была много выше реальной. Поэтому в суд идет еще одна жалоба.

Помимо этого, пора было увидеть материалы исполнительного производства, судебнику заказным письмом идет мое заявление.

Второе направление – “дергать за усы противника” и заставлять его платить всё больше и больше. В суд идет безобидное на первый взгляд мое заявление, где прошу разъяснить мне порядок исполнения решения суда, в частности, могу ли я участвовать в торгах в качестве покупателя, кто и в каких объемах будет оплачивать официальное вознаграждение судебному исполнителю? Вы будете удивлены результатом – дама в мантии (к слову, она и вынесла то самое решение о продаже квартиры с торгов) просчитала моего алчного оппонента и… не смогла ответить мне сразу, объявив перерыв. Выражение лица противника, вышедшего из здания суда спустя полчаса после заседания, мне доставило глубокое моральное удовлетворение. Читалось, что цена вопроса для него снова подросла, поэтому по возвращении после перерыва мною ожидаемо было услышано, что ни на один вопрос суд мне ответить не может.

Забыла вам сказать – никто и не собирался участвовать в торгах, на тот момент мои сбережения мне этого не позволяли, но заставить противника платить за свое беззаконие – это хорошо и правильно.

Поэтому определение суда без ответов мною было обжаловано выше – в городском суде – и там за так моему сособственнику никто ничего не сделал, как, впрочем, и в остальных процессах, где фигурировал его подельник-судебник.

Было удивительно читать отказы судей, один договорился до того, что, мол, не туда жалобу подали. Можно было бы решить, что он плохо образован в судейском деле, но это вывод для простачков, в том был хитрый расчет – пока подается жалоба в другой суд, а тот говорит, не туда пришли, нужно идти обратно, время будет потеряно, и квартира с торгов уже уйдет. Повторю, все участники схем – от судей до подставных покупателей и судебников – точно знают, что делать и как обходить закон, а иногда его и нарушать. Пока жертва будет оспаривать их незаконные решения, дело будет сделано! Забегая вперед, скажу, что мне удалось отыграть многое, и жертвой меня не назовешь, с учетом тех же финансовых затрат чрезмерно жадного оппонента, но это – не показатель.

Мною перечислены все нарушения неслучайно, можно сказать, они мною намеренно выбраны. Цель проста – необходимо привлечь внимание государственных органов, министерства юстиции, президиума Верховного суда, депутатов, которым в скором времени предстоит рассматривать проект закона “О банкротстве физических лиц”. Должники не должны становиться жертвами беспредела со стороны ангажированных судебников и судей.

Самое очевидное – необходимо внести требование в Закон “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей” приостанавливать исполнительные действия на время рассмотрения жалобы в судах. Это должно быть обязательным, и не надо полагаться на мнение и решение судьи.

Другой большой вопрос – к депутатам и судьям, которые вносили и одобряли поправку в статью 218 Гражданского кодекса (ГК РК). Моя история развивалась до этого эпохального решения, дающего широкие возможности для криминальной родни. Поясню, теперь судья получил право выставлять недвижимость на торги, если стороны об этом не просили, но не могут договориться между собой. Иными словами, власти, не желая того, упростили мошенникам реализацию схемы 1. Но если государство пошло на подобные меры, то необходимо уравновесить силы, сделав правила игры прозрачными. Здесь же, в статье 218 ГК РК, необходимо внести дополнение, что в случае принятия судом подобного решения все сособственники имеют право участвовать в торгах, а расходы и деятельность судебного исполнителя оплачиваются ими в соответствии с размерами долей.

Но это еще не все меры против жуликов, об этом подробно – в следующем номере “КАРАВАНА”.

АЛМАТЫ