Всего в этом списке – 19 наименований. Получается, что подорожало две трети того ассортимента, который должен быть по лояльным ценам в 29 социальных магазинах, открытых в регионе.
– Значительно подорожали: гречка – на 41 процент, – рассказал прессе начальник Кызылординского областного управления сельского хозяйства Шахмардан КОЙШЫБАЕВ, – растительное масло – на 42 процента, сахар – на 31,1 процента, яйца – на 20,4 процента. Дороже стали пшеничная мука 1-го сорта, хлеб, сливочное масло, говядина, картофель, морковь, соль.
Есть, кстати, 4 продукта, на которые цены в Приаралье немного снизились за год – это рис, куриное мясо, творог и капуста, и 3 продукта, что не изменились в цене: молоко, лук и кефир.
Акимат области пытается избежать дальнейшего взлета цен на самые необходимые народу продукты.
– Применяются такие механизмы, как товарная интервенция и оборотная схема, – пояснил Койшыбаев.
Товарная интервенция – это когда при возникновении дефицита и, соответственно, угрозы “ценовзлета” в магазины отправляют товары из областного стабилизационного фонда. Стабилизационный фонд – по сути, огромный накопитель со своими складами и хранилищами. В нем хранят товары, закупленные напрямую от производителей на деньги из госказны, и постепенно отправляют их на рынок с минимальной наценкой.
А оборотная схема – когда торговые сети берут на себя обязательства работать с конкретными поставщиками определенного списка продуктов и держать лояльные цены, когда на рынке нет равновесия. Эти торговые организации получают от региона льготные кредиты.
– С начала 2020 года в областной стабилизационный фонд закуплено 6,4 тысячи тонн продукции, реализовано из него 5,2 тысячи тонн, – рассказал Шахмардан Койшыбаев. – Сейчас для фонда закупают 46,9 тонны сахара, 23 тонны растительного масла, 300 тонн картофеля.
Их выкинут на рынок, когда возникнет очередная угроза повышения цен.
Впрочем, несмотря на то, что схемы борьбы с ростом цен акиматом отработаны годами, ежегодно несколько товаров, взлетев в цене, так и закрепляются на этих отметках. Сбить удается лишь мизер. Население живо обсуждает, почему так происходит, в соцсетях. И чаще всего сходится во мнении, что спекуляция сильнее всех госмеханизмов.
КЫЗЫЛОРДА