Вместе с ними проходит не один десяток человек, что дало следствию возможность говорить о создании организованного преступного сообщества. Обвиняемым лидерам ОПС, их соучастникам и адвокатам дали возможность в последний раз высказаться в суде перед вынесением приговора.
Напомним, речь идет о незаконной деятельности 86 обнальных фирм, оборот денежных средств в которых, по версии следствия, только за два года составил 77 миллиардов тенге, а ущерб – 27 миллиардов тенге в виде неуплаченных налогов.
Признание в любви
Выступления 36 подсудимых и их защитников длились целую неделю. Самая короткая речь по хронометражу была зафиксирована у защитника обвиняемого Андрея Зубарева, она заняла не больше 10 минут. Самыми долгими выступлениями (почти восемь часов с перерывом на обед) отметились бывший банкир Нурлан Шаукеров и его адвокаты.
Долгий и изнурительный судебный процесс, кажется, довел всех участников до нервного истощения. Одному из адвокатов стало плохо с сердцем, пришлось вызывать “скорую помощь”. Некоторые пессимистично настроенные подсудимые уже не придавали значения прениям, монотонно повторяя то, что было озвучено ими ранее на допросах. Выступления отдельных защитников напоминали дежурные отписки, изобилующие цитатами и нумерациями статей из Уголовного кодекса. Но некоторые адвокаты с грустью прощались со своими подзащитными, при этом не скрывая своих чувств.
“За эти два года вы нам стали как родные, мы поддерживаем и уважаем ваше неутомимое стремление найти истину и доказать правду, – призналась Паллада ТЕПСАЕВА, адвокат Сергея Ильина. – Каждый из адвокатов на этом процессе честно и добросовестно исполнял свой долг. Нам тоже было нелегко, но мы вас не оставили, и думаю, что дойдем до конца, каким бы грустным он для всех ни стал”.
Такое “признание в любви” растрогало даже не замеченных в сентиментальности прокуроров, потребовавших самое суровое наказание для членов ОПС.
Художества от адвокатов
Кстати, об ОПС. Несмотря на доводы гособвинения во время прений, адвокаты по-прежнему отрицают причастность своих подзащитных к преступной группировке.
“Органом досудебного расследования и гособвинителями приводятся весьма жалкие и примитивные доказательства вины Ильина в создании ОПС. Схема преступной деятельности, которая изложена в обвинении, никогда не существовала, – выступила с критикой Тепсаева. – По всему обвинительному акту звучат фразы “при неустановленных обстоятельствах” и в “неустановленное время”. Могу сказать однозначно, что это реально художественный документ с приукрашенными событиями”.
По ее словам, Ильин никогда не был знаком с “черным генералом”, а значит, не может быть и речи об их совместном руководстве членами преступной группировки.
“Самим органом досудебного расследования достоверно установлено, что подозреваемый Ильин никогда не был знаком ни с Аманбаевым, ни с его подчиненными. Никогда и никаких договоренностей Ильин с Аманбаевым или другими лицами об осуществлении покровительства преступному формированию не имел и никаких условий не оговаривал. Поэтому я считаю все эти обвинения голословными”, – отметила адвокат.
Свою коллегу решил поддержать адвокат “черного генерала” Ермек БЕКТАСОВ. По его словам, уголовное дело против его подзащитного было построено на основе ложных показаний завхоза финпола Рашида Есенжанова.
“В материалах уголовного дела имеются записи разговоров между Есенжановым и Шаукеровым, где Есенжанов признается, что с него требуют показания против Аманбаева в обмен на изменение меры пресечения под домашний арест, – заявил адвокат. – В этих разговорах он подробно излагает план того, как будет оговаривать Аманбаева… 19 компаний, указанных в обвинительном акте, были созданы до прихода Аманбаева в органы финансовой полиции, а 35 обнальных фирм были созданы после упразднения финпола”.
По словам Бектасова, курировал сеть этих лжефирм непосредственно Есенжанов: “По уголовному делу имеются доказательства причастности Есенжанова к покровительству ТОО. Это указано в рассекреченных 9 постановлениях Генпрокуратуры. За это он получил свыше 500 миллионов тенге”.
Между тем представители гособвинения называли доводы стороны защиты “несостоятельными” и “не выдерживающими никакой критики”. К показаниям подсудимых, которые вину не признают, прокуроры попросили отнестись скептически, поскольку, по их мнению, обвиняемые пытаются уйти от уголовной ответственности.
По всей строгости закона
Гособвинение попросило суд приговорить двух лидеров организованного преступного сообщества: бывшего главу алматинской финполиции Амирхана Аманбаева – к 14 годам колонии строгого режима с лишением генеральских погон, бизнесмена Сергея Ильина – к 16 годам лишения свободы.
“Амирхана Аманбаева признать виновным в совершении правонарушения. (…) Путем частичного сложения наказания окончательно назначить 14 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе. (…) Внести представление Президенту РК о лишении Аманбаева классного чина – государственный советник юстиции 3-го класса и государственных наград “Курмет” и “Данк” 2-й степени”, – заявил прокурор Ерлан СЕРЖАНОВ.
Меру пресечения в виде содержания под стражей Ильину и Аманбаеву гособвинение попросило не изменять.
Бывшему банкиру Нурлану Шаукерову – 16 лет лишения свободы, завхозу финполиции Рашиду Есенжанову – 9 лет колонии строгого режима, помощнику “черного генерала” Данияру Абдиеву – 10 лет лишения свободы.
Остальным членам ОПС прокуроры попросили дать от 5 до 10 лет лишения свободы. Также в рамках гражданского иска прокуроры запросили взыскать в солидарном порядке с подсудимых почти 27 миллиардов тенге.
Выслушав доводы сторон, суд удалился в совещательную комнату для вынесения приговора. Его оглашение ожидается к концу февраля.
Окончание следует
Алматы