– В текущих кризисных условиях малый и средний бизнес переживают сложные времена, но тем не менее количество исков о признании недобросовестными поставщиками растет, – обрисовал суть проблемы председатель Костанайского областного суда Асламбек МЕРГАЛИЕВ. – Мы понимаем, что сертификация необходима в целях поддержки отечественного рынка, но сегодня на практике у бизнеса возникают сложности с получением этого документа, не говоря уже о дополнительных затратах.
В качестве примера председатель суда привел иск, предъявленный к ТОО “КанцЦентр”, которое заключило договор госзакупок – только не удивляйтесь! – всего на сумму 487 тенге. Но в итоге рисковало попасть в список недобросовестных поставщиков. И ладно бы качество стержней для ручек не устроило или сроки их поставки, но речь шла лишь об отсутствии сертификата о происхождении товара, который, как выяснилось, не так уж и обязателен… Сертификат о происхождении товара обошелся бы компании в несколько тысяч тенге. Стоила ли игра свеч? Впрочем дело не только в деньгах. Зачастую российские компании отказываются предоставлять сертификат, ссылаясь на договор Евразийского экономического союза. В то же время и в казахстанском законодательстве это требование также выглядит не вполне убедительно.
– Норма, которая обязывает требовать сертификат о происхождении товара, обозначена в пункте 5.1 типового договора Правил осуществления госзакупок, которые датированы 11 декабря 2015 года, – выступила руководитель управления госзакупок акимата Костанайской области Оксана КОЧКУРОВА. – Однако ранее, в 2005 году, было издано постановление правительства, которое подтверждало перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. На сегодняшний день оно утратило силу. Получается, что сейчас в РК нет нормативного акта, который регулирует сферу обязательной сертификации. Норма спорная. Мы считаем ее нецелесообразной, о чем не раз заявляли на различных площадках.
Кроме того, по словам исполняющего обязанности председателя судебной коллегии Сергея НУРОВА, в постановлении пленарного заседания Верховного суда РК от 6.05.2020 г. прописан запрет на предъявление иска о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок и взыскании штрафов, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора было вызвано введением ЧП.
Так почему же госучреждения подают эти иски? Как отметила судья специализированного межрайонного экономического суда Айнур КАСЫМХАНОВА, сотрудники государственных учреждений делают это для подстраховки. На процессах представители госорганов говорят о том, что сами боятся контролирующих структур и таким образом хотят обезопасить себя. Мол, пусть в этом споре поставит точку суд.
– Мы считаем такую позицию крайне неверной, – подчеркнул Сергей Нуров. – Некоторые госорганы иногда не видят за деревьями леса. Речь идет о том, что в условиях пандемии мы должны обеспечить поддержку малого и среднего бизнеса на всех уровнях. Это не просто цифры, а судьба конкретных людей, которые лишатся возможности участвовать в госзакупках и не смогут кормить семьи. Поэтому мы приняли решение – такие иски не принимать.
Однако пока в законодательных актах норма, хоть и не совсем четко, но прописана, для представителей бизнеса потенциальный риск остается.
– Раньше компании должны были предоставлять сертификаты на происхождение товаров только в том случае, если сумма закупа превышала 500 МРП, – отметил директор палаты предпринимателей Костанайской области Мурат АБЕНОВ. – Мы предлагаем вернуть старую трактовку в приказ, тогда вопрос отпадет сам собой.
Как обычно, всё новое – это хорошо забытое старое, и, как показывает опыт, не всегда старое оказывается плохим.
КОСТАНАЙ