В областях, где рабочих рук много, а рабочих мест практически нет – в Алматинской, Жамбылской, Мангистауской, Кызылординской и Южно-Казахстанской, – уже прошли ярмарки вакансий.
Проект предусматривает обучение переселенцев востребованным в регионах-реципиентах специальностям и основам предпринимательства, предоставление арендного жилья и земельных участков с последующим правом выкупа, а также широкий спектр субсидий и преференций. Шанс?
Пару недель назад министр труда и социальной защиты населения Тамара ДУЙСЕНОВА сообщила, что учебу проходит уже около 80 тысяч человек. Из них 21 тысяча – на курсах технического и профессионального образования, почти 50 тысяч – на краткосрочных практических курсах на предприятиях, где требуются рабочие руки. 12 тысяч прошли подготовку на семинарах по основам предпринимательства в рамках программы “Бастау бизнес”. В целом в программе развития продуктивной занятости приняли участие 286 тысяч граждан. Из них 204 тысячи уже нашли себе постоянную работу. Бесценные ресурсы
Экспертные мнения
Эдуард ПОЛЕТАЕВ, политолог:
– В целом это вполне закономерный шаг. В любом регионе любой страны мира, где ощущается демографическое давление, растут серьезные проблемы (криминал, безработица, протестные настроения), принимают такие меры. На юге Казахстана до этого не дошло, но смотреть надо на годы вперед. Уже сегодня в южных регионах проживает чуть ли не половина населения страны. На севере – меньше трети. При этом север трудодефицитен. Там высокий средний возраст населения и низкая рождаемость. В то же время часть трудоспособного населения выезжает оттуда на работу в Россию, где заработки выше, высвобождая тем самым какую-то часть рабочих мест для южан.
Существует демографический перекос, который сказывается на экономике северных регионов, хотя миграционная подвижность в мире в целом и в Казахстане в частности становится высокой. Далеко за примерами ходить не надо. Большая часть населения Астаны – это приезжие. Программой переселения рабочих рук и мозгов с юга на север власти внедряют американский принцип: “Дом там, где есть работа” – вместо совкового “Работа нужна, где есть дом”. Тут я вижу позитивные результаты этого проекта. Когда север станет югом
Аргументы такие. Во-первых, ряд населенных пунктов, где сокращается население, почувствует приток свежих идей и сил. Во-вторых, в северных областях плодородная земля, которая нуждается в грамотных рабочих руках. А сельское хозяйство – это один из “китов”, на которых держится экономика республики. Но при этом я не уверен, что завтра будет много желающих сменить место жительства. Потому что “сжигать мосты” рискнут только те граждане, у которых нет работы сегодня и не будет завтра. Да, в северных регионах предлагают жилье и рабочие места. Жилье в этом случае – краеугольный камень. Если бы его в добротном качестве выделяли бесплатно, то поток переселенцев вырос бы кратно. А земельные участки, которые потом можно приватизировать, – это вообще может очень сильно “привязать” переселенцев. Чтобы реально оценить последствия этой госпрограммы и разложить все по полочкам, потребуется время. И деньги…
Серик БЕЙСЕМБАЕВ, социолог, руководитель программ социальных исследований Института мировой политики и экономики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы:
– Госпрограммы всегда должны учитывать социальный контекст. Да, на юге большая проблема с безработицей. Но и жить там дешевле. Второе: есть сила привычки – знакомый уклад, окружение и среда. Определенный социальный контекст.
– Вопрос ментальности?
– Ментальность – такая категория, которой трудно оперировать. Нужно еще учитывать традиционные миграционные потоки внутри регионов. Тут надо применять новые технологии. На мой взгляд, не хватает информационной работы. Почему бы не снять социальные ролики? Документальные фильмы о тех людях, которые уже переехали? Показать, что они обрели после переезда, какое жилье получили, какие земельные участки. Чтобы информация шла из первых уст – от прототипа. Степень доверия к такому источнику очень высокая. Даже если человек информирован, это еще не значит, что он согласен изменить свою жизнь коренным образом. Потому что искать работу в другом регионе Казахстана – это стресс. Новая волна внутренней миграции грозит Казахстану
– Сено за лошадью не ходит. Вот американцы. Они мобильны. Потерял работу, но нашел в другом штате – срываются с места и уезжают туда трудовым мигрантом. Не работа ищет их, а они работу. Неужели у нас настолько инерционное мышление? Так трудно бросить насиженное место?
– Что есть, то есть. Исторически у нас так сложилось. Но говорить, что наш народ пассивный и немобильный, нельзя. Да, изменить сознание людей – это длительный глобальный исторический процесс. Возможно, программа требует доработки и усиления стимулирующих факторов. Только рабочим местом и большими деньгами человека трудно сорвать с места. Возможно, нужны дополнительные стимулы.
– Нужна “морковка” побольше и послаще?
– Трудно сейчас какой-то одной “морковкой” измерить все дополнительные экономические и финансовые инструменты. Новые, безусловно, нужны. И еще время. Сколько – сегодня трудно сказать…
154 тысячи новых рабочих мест и новые подходы
Будет создано и создается в этом году. На заседании правительства во вторник министр труда и соцзащиты населения Тамара Касымовна сообщила, что в республике в пилотном режиме запущена электронная биржа труда, которая объединяет информацию государственных и частных центров занятости, резюме соискателей и сведения о вакансиях от работодателей: “К ней уже присоединились и разместили вакансии 11 частных агентств занятости. Сейчас решаются технические вопросы передачи этой информации интернет-ресурсам. Внедрение единой электронной площадки позволит увеличить охват мерами содействия занятости самозанятых и безработных граждан от 10 процентов в прошлом году до 25 процентов уже в следующем году”. Кем мечтают стать дети трудовых мигрантов в Казахстане
Нововведения отражены в законопроекте о внесении изменений и дополнений в Закон “О занятости населения”, который на заседании был поддержан.
Кроме того, по словам министра, теперь к процессу обучения и трудоустройства безработных и самозанятых на условиях аутсорсинга будут привлекать частные агентства и компании. В том числе и в рамках программы переселения граждан из южных областей в северные, где не хватает рабочих рук.
При этом государственные центры занятости будут поэтапно трансформироваться: “На первом этапе с учетом ограниченности количества частных агентств занятости и их ориентированности на квалифицированных соискателей, а также в целях обеспечения доступности услуг, особенно на селе, участие в конкурсах будет предоставлено также государственным центрам занятости. При этом центры занятости из государственных учреждений будут переведены в форму предприятий на праве хозяйственного ведения. Организационно-правовая форма будет определяться местными исполнительными органами самостоятельно”.
Эти меры будут реализованы за счет средств госпрограммы продуктивной занятости и 20-процентного софинансирования из средств местных исполнительных органов. “На 2018 год предлагаем выделить 1,5 миллиарда тенге. Из них 1,2 миллиарда тенге – за счет средств, предусмотренных на социальные рабочие места и молодежную практику, администратором которых является наше министерство. Еще 300 миллионов тенге – за счет перераспределения трансфертов общего характера”, – добавила Тамара Дуйсенова…
В любом случае переезд граждан с юга на север состоится только в том случае, если работодатели дадут гарантию на вакантные рабочие места.
Тамара МАМАДАНОВА, Алматы