Своими мыслями на заданную тему с нами поделился заместитель председателя правления НПП “Атамекен” Рустам ЖУРСУНОВ.
Налоговый всеобуч пока вне кадра
– Рустам Манарбекович, правительство бодро рапортует об увеличении налоговых поступлений, от предпринимателей же часто приходится слышать, что государство требует слишком много. Понятное дело, что каждому хочется платить как можно меньше, но насколько возмущения бизнесменов фискальной политикой страны резонны?
– Зачастую возмущения оправданны. Хотя бы потому, что люди привыкли жить по одним правилам игры, но, когда наступил кризис, эти правила поменялись в одностороннем порядке. Раньше, когда баррель нефти стоил 100 долларов, мелкий и средний бизнес никого не интересовал, были введены существенные послабления по налогообложению аграриев, индивидуальному предпринимательству. Потом цены на нефть стали падать, в бюджете появился некий дефицит, тогда-то наши налоговики и решили вновь обратить свое внимание на малый и средний бизнес. Правила игры изменились одномоментно, по сути, начался тотальный прессинг. Наверное, помните, как в 2015 году весь бизнес возмущался, 300 спартанцев в Алматы и прочее, и прочее.
– Тем не менее правила есть правила. И вроде бы стороны немного привыкли к тем, что были приняты в 2009 году. К чему же нынешние обсуждения и заявления о том, что Налоговый кодекс ждет новая редактура?
– Налоговый кодекс – это живой организм, который должен постоянно соответствовать экономической повестке. Существующая редакция очень громоздкая, содержит много отсылочных норм, написанных разным языком. Разобраться в нем достаточно сложно. А всего через пару лет нормы Налогового кодекса будут касаться не только бизнесменов, но и всех остальных казахстанцев – мы же собираемся ввести всеобщее декларирование!
И, кстати, до сих пор не ясно, кто будет консультировать “гражданских”. Нужны частные аудиторы, налоговые консультанты, элементарный налоговый всеобуч. И готовить специалистов для этого нужно уже сейчас. Но пока этот вопрос госорганами даже не поднимался.
Мытарства для мытаря
– О чем же тогда многочисленные заседания и “круглые столы”?
– Нынешнее обсуждение уникально хотя бы потому, что на самом старте привлекли Национальную палату предпринимателей. Мытари, когда продумывают новую редакцию Налогового кодекса, конечно же, пишут его “под себя”. Мы же рассматриваем все с позиции удобства для бизнеса.
К тому же любой законопроект, а уж тем более кодекс должен преследовать определенную цель. Исходя из нее и прописываются конкретные нормы законопроекта. Ни для кого не секрет, что в Казахстане очень велик процент теневой экономики. По подсчетам Всемирного банка порядка 40–43 процентов ВВП находится в тени. И, как считаем мы, сейчас государство должно изобрести максимальное количество стимулов для выхода бизнеса из тени.
Мы для себя разделили повестку на три категории. Первая – это идеология, вторая – стимулирование бизнеса на укрупнение, модернизация экономики и третья – налоговое администрирование. И нам, как представителям бизнеса, удалось доказать, что наша повестка правильная. Министерство национальной экономики нас услышало.
– Например?..
– Мы добились внедрения принципа добросовестности. У нас контролеры смотрят на бизнесменов как на жуликов, но это же неправильно! Никто не идет в бизнес с мыслью: “Нахапаю по-быстрому, обману всех и буду счастлив”. Основная задача предпринимателя – создать успешное предприятие, которое будет приносить доход. И я вас уверяю, никто не открывает бизнес с целью ухода от налогов. Поэтому все неясности и неточности должны трактоваться в пользу налогоплательщиков. Чиновники с нами долго спорили, но мы их убедили. Чиновники пишут законы. Бизнесмены и простые граждане принимают то, что выдала власть. Поэтому если какой-то чиновник что-то не так написал, то это его личные проблемы. Его и его коллег.
Второе. Очень часто налоговики дают разъяснения. Причем есть практика, когда они дают разъяснение, потом отзывают его, а потом приходит проверка и доначисляет штрафы и пени. Но это же нечестно! Поэтому мы договорились, что если дается разъяснение, а потом оно отзывается, то никаких штрафов и пени бизнес платить не должен.
Третье. Мы говорим о том, что бизнесу нужно время на изучение. А у нас как? В сентябре вносят поправки, в декабре их принимают, а с 1 января бизнес должен по ним работать. Тех, кто не понял, штрафуют. Причем нужно же учесть, что кодекс зачастую меняется как бы “прицепом” к другим законам, например: вносятся в Закон “О науке” изменения, и, как правило, меняется НК. Но когда предпринимателю работать, если он только и будет делать, что следить за изменениями налогового законодательства? Поэтому мы договорились, что все изменения в Налоговый кодекс вносятся 1 июля, а вступают в силу с 1 января. Причем подчеркиваю: все изменения вносятся в Налоговый кодекс раз в год, отдельным законом и после публичного обсуждения.
Каждому свой кодекс
– А может, надо упростить Налоговый кодекс? Куча статей, еще больше – разъяснений, постановлений и указов. Бизнесменам, особенно начинающим, понять, кто и сколько должен государству, практически нереально…
– Много споров о том, как должен выглядеть Налоговый кодекс. Одни говорят, что он должен учитывать все моменты фискальной политики, другие – что это должен быть очень небольшой документ, запомнить который проще простого. Но если идти по первому пути, то получится огромный талмуд, если по второму – то со временем появятся тысячи дополнительных инструкций и разъяснений. То есть придем к тому же, что было раньше.
Существующий кодекс написан, откровенно говоря, иезуитским языком.
Потому что изменения в него вносятся пачками, у каждого редактора – свой подход к изложению мысли, своя стилистика, и даже перевод с русского на казахский и обратно разный. В итоге – сложно читать и еще сложнее что-то найти. Допустим, чтобы понять что-то о декларировании, надо зайти в раздел, посвященный индивидуальному подоходному налогу, потом в раздел “Администрирование” и еще в парочку разделов заглянуть.
Поэтому мы договорились с разработчиками переструктурировать Налоговый кодекс: оставить общую часть, которую должен знать каждый, и расписать для каждого субъекта бизнеса отдельные. То есть свой раздел НК будет у недропользователей, свой – у субъектов АПК, индивидуальных предпринимателей и так далее. По моему мнению, это оптимальный компромисс.
– Когда заработают все эти изменения?
– Прошла презентация проекта. Сейчас проект уже в мажилисе. И, я уверен, спешить с принятием парламентариям не надо. Нужно понимать, готовы ли к этим изменениям на местах.
Мы предлагаем ввести очень много электронных вещей – электронный аудит, профиль рисков… Все это отвечает мировым трендам, но готовы ли к этому айтишники комитета госдоходов? Выдержат ли рост потока данных серверы?
Когда в этом году по госзакупкам внедрили обязательное требование электронных счетов-фактур, система “висела” неделю.
Так что я считаю, что депутаты, прежде чем принять новый Налоговый кодекс, должны переговорить с бизнесменами и чиновниками на местах, рассмотреть все варианты и примерно к июлю следующего года одобрить итоговый. И внедрить этот кодекс надо еще через полгода – чтобы все заинтересованные могли ознакомиться, подготовиться и начать работать.
– Периодически возникают все новые и новые идеи сбора податей с населения. С наступлением кризиса часто поднималась тема налога на роскошь. Вы лично к такому оброку как относитесь?
– Налог на роскошь у нас есть. Это акциз. Хочешь пить – заплати, курить, носить золото или шубу – плати акциз. Если же говорить об изъятиях при сверхдоходах, для бизнеса такая мера есть, в частности у нефтянки.
Что касается прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога – чем больше получаешь, тем больший процент изъятия, то это, по сути, мировая практика, и я думаю, после введения всеобщего декларирования мы к ней придем. Потому что в декларации же надо указывать не только доходы, но и расходы.
И если, к примеру, у человека зарплата 10 тысяч тенге, а он ездит на “Ленд Крузере”, у фискалов появится к нему много неудобных вопросов. Но до введения всеобщего декларирования поднимать эту тему смысла нет, потому что введение такой шкалы просто приведет к тому, что мы вернемся к зарплате в конвертах. Высокопоставленные казахстанские налоговики массово не платят налоги
Оброк как фактор нестабильности
– Вас послушать, так готовящийся проект нового Налогового кодекса идеален. Он действительно такой или это только первое впечатление?
– На мой взгляд, новый проект так и не решил несколько очень важных вопросов.
Первое – это самозанятые. У нас более двух миллионов экономически активных граждан подпадают под эту категорию. Это и подсобные хозяйства, и безработные, и неоформленные нянечки, водители, репетиторы…
Мы не покончим с теневой экономикой, пока не найдем способа ввести в экономику самозанятых.
Второй вопрос – это дополнительная нагрузка на бизнес. Кроме налогов каждый предприниматель платит взносы сразу в несколько фондов. Пенсионный, медицинский и так далее. Министерство нацэкономики нам говорит: “Это не налоги, и вычитаются они не с работодателя, а с работника”. Но по факту работнику абсолютно все равно, сколько уходит в какой фонд. Он требует зарплату “чистыми”. Так что все в итоге ложится именно на работодателя.
Такими темпами мы скоро придем, что всевозможные налоги и обязательные платежи будут составлять 43 процента от фонда оплаты труда. А по теории зарплату в конвертах начинают выдавать, когда отчисления превышают планку в 25 процентов от ФОП.
Ну и если вернуться в прошлое. Когда-то был введен соцналог. Говорилось, что в нем и будут сидеть все эти фонды. Но теперь же каждый фонд берет отдельную долю, а соцналог при этом остался. Нам обещали, что будет понижение ставки соцналога, но, к сожалению, в последней редакции проекта мы это не увидели. Более того, для нас принципиален вопрос его полной отмены. Это будет честно.
И третье. Нам, как бизнесменам, надо видеть среднесрочные планы государства по фискальной политике. Мы, чтобы открыть производство, берем кредиты, просчитываем окупаемость. А вдруг через год правительство решит резко изменить Налоговый кодекс? Бизнес рискует. И, чтобы снизить эти риски, мы хотим видеть более или менее четкие критерии. Должен быть внедрен в систему госпланирования такой документ, как “Основные направления фискальной политики”, где будет четко прописано, что в течение пяти лет с такой-то отрасли будет собираться столько, из тени бизнес будем выводить вот так, а с самозанятыми работать вот эдак.
И чтоб без обмана!
– Большая победа бизнеса – это отмена такого понятия, как “лжепредпринимательство”. Дебаты по этому поводу шли жаркие и долгие. Можно ли сказать, что теперь проблема снята с повестки?
– Да, с большим трудом, но лжепредпринимательство удалось отменить. Но никто не отменял теорию наименьшего сопротивления. И сейчас нам вместе с государством надо выработать дальнейшую тактику борьбы с обманным бизнесом. Я считаю, что эта борьба должна проходить в рамках налогового администрирования, чтобы у бизнесменов была возможность защитить себя. Должны быть выработаны какие-то барьеры. Но пока, к сожалению, ни у нас, ни у государства четкой схемы нет. Исключив эту статью, мы не решили проблему. Впереди не менее жаркие дебаты.
С 1 июля запустили налоговые апелляции. Мы добивались этого с 2011 года. Я вхожу в эту апелляционную комиссию. Менее чем за два месяца мы уже рассмотрели 58 кейсов. 16 – по таможне, 42 – по налогам. И 80 процентов жалоб связано с лжепредпринимательством. Поэтому тема эта уж точно не закрыта.
Астана