Российский главком из кипчакских степей - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Российский главком из кипчакских степей

Российский главком из кипчакских степей

Последний главнокомандующий Российской империи – Лавр Георгиевич Корнилов прожил всего 48 лет. Его называют человеком, который мог бы изменить мировую историю, если бы не смерть. Есть надежда, что сейчас фигура этого полководца получит реальную, справедливую оценку. Интересен он и нашим историкам, у которых нет сомнений, что Лавр Корнилов имел казахские и каркаралинские корни.

  • 28 Ноября 2008
  • 11408
Фото - Caravan.kz

“Мне ничего не надо, кроме спасения Родины…”

Лавр Корнилов – последний белый генерал от инфантерии, последний главнокомандующий Российской империи – прожил всего 48 лет. И до последнего дня боролся за спасение России “от германского завоевания, хаоса, анархии и русского бунта – бессмысленного и беспощадного”.

Приняв в 1917 году пост верховного главнокомандующего в самые смутные и непонятные большинству людей времена, Корнилов, как человек военный, видел спасение родины в военной диктатуре. Он восстановил в войсках железную дисциплину, выступал против влияния солдатских комитетов, говоря, что руководить армией должны профессионалы. Даже ввел смертную казнь в воинских частях за неповиновение и провокации к бунтам, понимая, что восстановить порядок можно только железными мерами. Несмотря на такие непопулярные меры, его называли спасителем России. (Малоизвестный факт из истории Гражданской войны: в белой армии, в корниловских частях, даже после гибели генерала не награждали солдат и офицеров. Это считалось чем-то противоестественным: давать награды за доблесть, проявленную в войне против своих братьев.)

В архивах остался уникальный документ, известный как телеграмма Корнилова: “Я, генерал Корнилов, сын казака-крестьянина, заявляю всем, что мне ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ – путем победы над врагом – до Учредительного собрания, на котором он сам сделает выбор нового уклада государственной жизни”.

У Корнилова действительно не было ни крупных земельных владений, ни фабрик, ни заводов, ни миллионов. Ему нечего было терять, кроме родины. Сегодня отдельные историки убеждены: если бы не преждевременная гибель, Лавр Георгиевич мог бы изменить историю Российской империи.

Корни Корнилова

Еще недавно предавалось позору все то, что было связано с Лавром Корниловым. А сегодня целые города и суверенные республики, сама возрожденная Россия наперебой предъявляют права на героя, переписывают историю…

И есть только одно место на земле, где от Корнилова никогда не отрекались. Это Каркаралинск, город в Карагандинской области, бывшая казацкая станица. В 1824 году у подножия Каркаралинских гор появилась сначала безымянная крепость. Первые поселенцы – несколько семей сибирских казаков. Есть даже вполне конкретные сведения – 53 казака и 38 казачек основали здесь станицу, которая стала первым уездным городом в Сары-Арке. Каркаралинск тогда представлял собой уникальный город, где смешались расы и языки, веры и уклады, традиции и корни. Казаки свободно говорили на казахском. Казачки перенимали у казашек степные хитрости ведения хозяйства. Русские и казахские дети угощались одинаковыми лакомствами – куртом, иримшиком…

Среди первых переселенцев была семья сибирских казаков Корниловых. И, судя по всему, отлично здесь прижилась. Глава семьи – Николай Корнилов стал человеком уважаемым. И с 1849 по 1853 год даже состоял толмачом, то есть переводчиком у старшего султана Каркаралинского округа. А старшим султаном, или правителем округа, был тогда Кунанбай Ускенбай – отец будущего великого поэта и просветителя Абая.

Сегодня любой каркаралинец охотно вам покажет дом Корниловых. И приведет на Аллею славы, где портрет генерала висит на почетном месте. А полвека назад к этому домику водили секретными тропами. Местные краеведы по крохам тайно собирали информацию от старожилов, которые хранили о Корниловых то, что можно было удержать в памяти и передавать из уст в уста. Хранить документы и письма было небезопасно.

Ученые вступились за Каркаралинск

Документов о каркаралинском периоде жизни Корнилова в открытых архивах сохранилось совсем немного. И это рождает много версий и вольных трактовок.

До недавних пор единственным местом рождения генерала назывался Каркаралинск. В Большой советской энциклопедии сказано: “Корнилов Лавр Георгиевич – 18(30).8.1870, ныне Каркаралинск Карагандинской области Казахской ССР”. Но сегодня местом рождения Корнилова начали называть Усть-Каменогорск.

– Версия об Усть-Каменогорске, как родине Корнилова, пошла от публикаций российских изданий, – говорит доктор исторических наук, профессор Косман Абилов. – Не знаю, на чем основана эта точка зрения. Казахстанские ученые никогда не подвергали сомнению данные БСЭ. Над изданиями Большой советской энциклопедии работали авторитетные ученые, в распоряжении которых были самые точные материалы из самых секретных архивов. Но и в самом Каркаралинске сохранилось немало свидетельств того, что большая семья Корниловых проживала здесь. Раз и навсегда установить истину могут оригиналы метрических книг или формуляры Омского кадетского корпуса, где учился Лавр Корнилов. Они должны быть заполнены его рукой. Но поскольку об этих документах пока не упоминал ни один исследователь, можно предположить, что они не обнаружены.

Откуда у генерала азиатские скулы?

– Много домыслов вызывает и ярко выраженная азиатская внешность Корнилова, – продолжает Косман Абилов. – Опять-таки точных данных нет. Утверждают, что его матерью была казашка. Другие авторы намекают – бабушка. Когда я работал над материалами, у меня создалось впечатление, что он был крещеным казахом. Это было в духе тех времен. Казаки часто брали в свои семьи местных сирот, обращали их в православную веру, крестили, давали свои имена и фамилии. Но ясно одно: Лавр Корнилов имел очень глубокие казахские и каркаралинские корни. Об одном факте, подтверждающем это, мне рассказал известный ученый, доктор исторических наук, профессор Дюсетай Шаймуханов. Лавр Корнилов во время Первой мировой войны приезжал в Каркаралинск к своим родственникам по материнской линии – нагаши. Он просил у них содействия в организации помощи фронту. Нагаши откликнулись на призыв, к которому присоединились почти все каркаралинцы. Собрали большой обоз, теплые юрты, продукты, деньги… Эта информация профессора Шаймуханова, к сожалению, уже покойного, шла, скорей всего, от рассказов очевидцев и старожилов Каркаралинска.

Родственница главнокомандующего жила в Алматы

Версии именитых ученых подтверждаются в исследованиях краеведов-энтузиастов. Каркаралинец Ерлан Мустафин много лет бережно восстанавливает историю края, собирая сведения из всех доступных источников, и твердо убежден, что матерью Лавра Корнилова была каркаралинская казашка. То, что отдельные источники называют ее имя как Мария Ивановна, не опровергает этого.

– Мать Лавра Корнилова – каркаралинская казашка, – убежден Ерлан Мустафин. – Его отец Георгий родился и жил в Каркаралинске, уезжал на некоторое время, но вернулся сюда и больше уже не покидал станицу. Он мог жениться только здесь… В казацкой станице, например, соседями Корниловых были Бахиревы, они тоже удочерили девочку-казашку. Дали ей русское имя, крестили. Думаю, и мать Корнилова была крещеная казашка. Его дед, основатель большого рода – Николай Корнилов, был переводчиком у Кунанбая Ускенбая – правителя Каркаралинска, это документальный факт. Сам Лавр Корнилов, как известно, в совершенстве владел несколькими восточными языками, казахским – в первую очередь. Я очень долго искал родственников Корниловых в Казахстане. Несколько лет назад мне это почти удалось. У деда Корнилова Николая было

10 детей. Среди них Георгий – отец Лавра, и был еще Федор, у которого был сын Порфирий. Так вот дочь Порфирия Тамара Барановская, урожденная Корнилова, жила в Алматы. Мне даже удалось найти ее адрес – по улице Жарокова. К сожалению, на мой запрос я получил ответ, что Тамара Барановская уже умерла, я опоздал всего на несколько месяцев. Но у Барановской были две сестры. Может быть, они живы? Я все еще не оставляю надежды отыскать их.

Он достоин памятников и фильмов

Мужская линия Корниловых, к сожалению, была жестоко отсечена в 20–30-е годы репрессий, белых бунтов и красных терроров. Двоюродные братья Лавра Корнилова – Александр, Федор и Михаил – умерли не своей смертью здесь же, в Каркаралинской станице. Да и трудно было предположить, что большевики оставят в покое родственников белого генерала. В 1929 году арестовали Михаила, он умер во время следствия в тюрьме. Федор был арестован в 1930-м.

Его расстреляли на Большом Щучьем озере, и тело спустили в прорубь. Говорят, что родные потом смогли его найти и предать земле. Александра расстреляли в 1937-м. Спаслись только те из Корниловых, которые вовремя сбежали из Каркаралинска, возможно, поменяли фамилии или уехали за границу.

Что касается дома Корниловых в Каркаралинске, то он был построен дедом Лавра – Николаем Корниловым. И несколько поколений Корниловых родилось в этом большом доме. У Ерлана Мустафина есть неопровержимые доказательства этого:

– В 80-х годах на чердаке дома были обнаружены письма, адресованные Николаю. Письма были из Лондона и Санкт-Петербурга. На английском и русском языках. Эти документы новые жильцы дома сдали в архивы. Но сейчас, сколько я ни пытался отыскать их следы, мне это пока не удалось. По сей день очень многое, что связано с личностью Лавра Корнилова, остается за семью печатями…

Погиб последний верховный главнокомандующий Российской империи при штурме Екатеринбурга 13 апреля 1918 года. Тело главкома тайно похоронили верные соратники. Уже на следующий день, утверждают отдельные историки, большевики извлекли тело, стали рубить его шашками, а потом сожгли.

История государства Российского сейчас активно переписывается, в новом свете появляются старые герои. Последний пример – нашумевший фильм “Адмиралъ”, показавший новый образ адмирала Колчака. Думается, и новая оценка жизни Лавра Корнилова тоже впереди. Будут, наверное, и почести, и памятники, и фильмы. И надеемся, что в новой истории генерала, каркаралинца Корнилова, не исчезнут его казахстанские корни.

Татьяна Тен, Караганда