Иначе скот, имеющийся у аральцев, не выходить – в районе на подворьях и у фермеров сотни тысяч голов сельскохозяйственных животных. По крайней мере, официально учтены в агроформированиях и у домовладельцев более 50 тысяч голов КРС, 43 513 лошадей, 32 717 верблюдов, 104 023 овцы или козы.
И, к слову, в Аральском районе в подавляющем большинстве аульных округов нет поливной воды и плодородной земли. Так что животноводство, а также рыболовство в дельте Сырдарьи и на Арале и переработка рыбы – основное занятие для местных жителей. Скот разводят около 900 крестьянских хозяйств.
– Сейчас территорию нашего района специалисты, исследующие ситуацию, делят на 3 категории по урожайности в этом году травы, – пояснил заместитель акима Аральского района Еркин АБИШЕВ. – Это у нас "красная", "зеленая", "желтая" категории, или зоны. 13 населенных пунктов (из 57 имеющихся в районе. – Авт.) включили в "красную" зону, поскольку там пастбища высохли на 90 процентов. Большинство сел района вошли в "желтую" зону, где травы сейчас всего 30–40 процентов от ежегодного среднего объема. И есть населенные пункты, где скот обеспечен подножным кормом. Такая корова не нужна никому: в казахстанских селах назревает катастрофа
Особенно тяжело жителям отдаленных аульных округов – таких как Мергенсай, Куланды, Беларан. Кормить скот здесь нечем, пастбища высохли в ноль, и многие пытаются сбыть животину, чтобы иметь с нее хоть какие-то деньги. Но тощий скот берут у аральцев перекупщики задешево. Животноводы терпят убытки.
Чуть лучше картина еще в двух дальних аулах – Сапак и Аралкум, но ненамного: в окрестностях этих аулов есть немного растительности. И, кстати, некоторые скотоводы из населенных пунктов Куланды, Беларан, Акбасты из-за бескормицы решаются вести стада на самые дальние отгоны, на границе с Иргизским районом Актюбинской области. В жару это небезопасно, но видеть, как падает голодная скотина, еще хуже. Люди отчаянно стараются спасти свое имущество.
По прямому поручению акима области Гульшары АБДЫКАЛИКОВОЙ в Аральский район сейчас доставляют корма
– Поставлено и реализовано населению 51 880 прессов люцерны и 2 000 мешков рисовой мучки, – уточнил Еркин Абишев. – Корма продают на ярмарках, они будут проводиться неоднократно, еще на сегодняшний день поданы заявки на ввоз в наш регион пшеницы и ячменя и из других областей.
То, что корма в район подвозят и животноводы могут их купить, конечно, хорошо. Но в ситуации, когда прессы люцерны не прикорм для скота, а прокорм, каждая коровка или овечка для крестьянина становится золотой
– Когда люцерну в прессах продают на ярмарках, там она, привезенная из других районов региона, идет по 1 тысяче тенге за пресс, – поясняет житель одного из аулов Аральского района Нурлан НАКИПОВ. – Уже недешево, если нет вольного выпаса, то и держать скот ни к чему. Бессмысленно и накладно – зачем он нужен, если с него прибыли не будет? В будние дни спекулянты предлагают прессы уже по 1 400 тенге. Выше уже просто некуда. Животноводы в беде, большой беде! Предположим, они дотянут с частью поголовья до следующей весны, но это будут люди, разочаровавшиеся в государстве, если им сейчас не помочь.
А чтобы выделить реальные средства на эту помощь, нужно объявить в Аральском районе режим ЧС, тогда можно организовать уже гуманитарный подвоз кормов, выплаты за потерянную крестьянами скотину, отсрочки по кредитам хозяйствам, которые брали их на закуп молодняка.
– Режим ЧС ввести планируется, – пояснил Еркин Абишев, – сейчас как раз готовятся документы, необходимые для этого. Люди не останутся в беде, все варианты помощи им просчитываются, и рычаги будут применены.
Кызылорда