Ритуальную катакомбу обнаружили на юге Казахстана - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ритуальную катакомбу обнаружили на юге Казахстана

Ритуальную катакомбу обнаружили на юге Казахстана

Впервые за последние полсотни лет были найдены две погребальные камеры, соединенные между собой лазом – дромосом. В подкурганной катакомбе обнаружено ритуальное погребение человека и собаки. И не только.

  • 7 Июня 2022
  • 441
Фото - Caravan.kz

Приглашение к открытию

“Приезжай! Такого еще никогда не было”, – радостно восклицала телефонная трубка голосом руководителя центра археологии ЮКГПУ, профессора Александра ПОДУШКИНА. Так состоялось мое официальное приглашение на раскопки, которые в 50 километрах от Шымкента вела археологическая экспедиция под руководством маститого ученого. Археологи уже много лет исследуют курганные могильники, расположенные рядом с городищем Толебай-тобе, периода государства Кангюй, которое просуществовало около 600 лет, начиная со II в. до н. э. На небольшой площади по соседству с городищем расположены шесть групп курганов. Часть из них уже исследована, часть ждет своего звездного часа.

Мысли вслух

На раскопках вблизи Толебай-тобе я был неоднократно. Ученые постоянно удивляют научными открытиями, стабильно демонстрируя найденные предметы уникальной исторической ценности, которые заставляли говорить о себе весь научный мир. Но тем не менее вопросы всё же себе задаешь – зачем из года в год раскапывать очередные курганы с очередными катакомбами, если погребение дает сходный археологический материал, схожую погребальную атрибуцию (керамические сосуды, украшения, оружие) и схожий погребальный обряд. Не лучше ли оставить курганы нетронутыми до тех времен, когда наука научится надежно консервировать памятники, сохраняя их внутреннее наполнение для потомков на десятки – сотни лет, а у государства будет достаточно средств, чтобы профинансировать эту весьма дорогостоящую процедуру?

Скелет пришлось подвинуть

Первым на пути попадается полностью раскопанный курган с погребением внутри катакомбы, состоящим из трех скелетов, или как говорят здесь – костяков. Судя по сохранности одного костяка, его хозяин был первым, кто обрел новое подземное жилище. Но с течением времени тело подвинули, чтобы разместить два новых. Исходя из погребальной атрибуции, трудности путешествия усопшим в загробном мире помогали преодолевать привычные им предметы – прекрасного качества керамические столовые кувшины, курильница.

Раннесредневековые метростроевцы загадывают загадки
Раннесредневековые метростроевцы загадывают загадки

В десятке метров от первого кургана впечатляет размерами вскрышных работ еще одна курганная насыпь с готовой для фото- и видеофиксации погребальной камерой. Это классическая сводчатая катакомба с длинным коридором и заложенным крупными сырцовыми кирпичами лазом в камеру. Пол погребальной камеры выстелен битой керамикой – на ней могут быть тамгаобразные знаки, которые говорят о родовой принадлежности того или иного этноса. Видны плохо сохранившиеся останки дерева. “Судя по всему, это было деревянное гробовище, которое укладывали на керамику, а уже затем размещали тело усопшего. Есть великолепный набор керамики, среди которого кружечка с ручкой, выполненной с изображением барана. Культ барана у кангюйских племен имел большое распространение и трансформировался в религиозные воззрения – фарн – хварна. Символ богатства, счастья, здоровья, оберег от злых сил. Всё это фигурирует в зороастрийской Авесте”, – озвучил историческую справку Александр Подушкин. Как рассказал ученый, в отличие от классического учения Зороастра, или Заратуштры, которое предписывало выставлять покойников в специальные сооружения – дахмы, где плоть растаскивали животные и птицы, в нашем регионе существовала местная интерпретация религиозных воззрений. В той же катакомбе была обнаружена угольная подсыпка. А зороастрийцы поклонялись огню.  "Уничтожение и надругательство": в Южном Казахстане обнаружили шестнадцать разграбленных курганов

Еще один курган напоминал начальный этап работ на метрострое. Где-то глубоко внизу, словно из большой норы животного, появлялись руки, держащие щетки, которые очищали от земли небольшого размера костяк. “Это погребение катакомбного типа. Только, в отличие от привычного обряда захоронения, здесь была обнаружена катакомба, состоящая из двух камер. Они соединены узким лазом. И в каждой из камер было обнаружено по скелету собаки, а под ними находятся человеческие кости, черепа”, – рассказала о находках студентка исторического факультета ЮКГП Ангелина КЕСМАН.

Работа археолога, как ни странно, требует женской миниатюрности. Лаз между погребальными камерами действительно очень узок.

Я со своей комплекцией застрял бы в нем, как Винни-Пух в норе Кролика. Интересно, как в раннем Средневековье жители этих мест заносили усопших в камеры? Тем более не по одному и даже не по два? Были примеры, когда в погребальных камерах обнаруживали до 17 скелетов.

Предположения и выводы

“Мы впервые в своей практике обнаружили двухкамерную катакомбу, в которой было произведено ритуальное погребение собаки и человека. Животное, вероятно, укладывали после совершения всех обрядов с человеком. Собака у древнеиранских племен, и в том числе у кангюйцев, обладала статусом проводника души при переходе из царства живых в потусторонний мир. Но и это еще не все удивительные находки. Вблизи черепной коробки одного из погребенных обнаружена голова птицы из отряда врановых. Ворон у многих народов обожествляется и несет на себе особые функции, являясь символом мудрости. Всё это указывает на определенный ритуал погребальной обрядности. И практически аналогичная ситуация повторяется в другой погребальной камере. Точно так же, как и в первой камере, уложена в анатомическом порядке собака, а внизу под нею – несколько скелетов человеческих. То есть речь идет об очень сложном погребальном действии, до этого в период Кангюя неизвестном. Мы находили погребения собак и там же – сосуды из погребальной атрибуции. Но в нашей ситуации это совершенно разные вещи”, – удивлял обнаруженными находками профессор Подушкин.

Масштабы работ видны на расстоянии
Масштабы работ видны на расстоянии

Как считает археолог, идеологические представления кангюйцев, исходя из данных раскопок, выглядели значительно богаче, чем о них имелись представления. А учитывая обособленное местонахождение кургана, вблизи могильника Толебай-тобе, можно предполагать, что в кургане погребены люди особого статуса, связанного с обрядностью. Возможно, это представители священнослужителей зороастризма, возможно, имеющие отношение к шаманам, поскольку в Кангюе, предположительно, были примитивные верования. Но факт остается фактом. Найдено двойное погребение, которое еще немного приоткроет завесу тайны над тем, как и чем жили наши предки.

ШЫМКЕНТ