Во-вторых, пришли замечания из правового отдела к тем поправкам, которые уже одобрили в мажилисе. Нельзя сказать, чтобы тамошние юристы сильно цеплялись, но кое-что судьбоносное все же имеется.
Начнем с денег: правоведы выступают против мутных платежей за какие-то услуги по увеличению комфортности и безопасности. Напомню, что ранее революционеры-реформаторы предлагали включить в Закон РК “О жилищных отношениях” такое понятие, как “обязательные платежи за услуги повышенной комфортности и безопасности”. Тогда окрик последовал из Администрации Президента, те немного присмирели и исключили понятие обязательных и дополнительных, но оставили невнятную ссылку на некий уполномоченный орган.
Чем меньше в законе останется лазеек для воришек, тем собственникам, читай, стране лучше
Такой поправка и вышла из нижней палаты: “Статья 1…10) коммунальные услуги – услуги, предоставляемые потребителю, включающие водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, мусороудаление, обслуживание лифтов и иные услуги, для обеспечения безопасных и комфортных условий проживания (пребывания), перечень которых утверждается уполномоченным органом…”
Иными словами, на собственников некий уполномоченный орган может повесить обязательство покупать услуги, который им вовсе не нужны.
Подобная трактовка не понравилась экспертам из правового отдела сената, на что они со всей прямотой и отписали: “В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 61 Конституции РК, регулирование важнейших общественных отношений, а также установление норм, касающихся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц, осуществляется на уровне законов. Законопроектом же утверждение перечня коммунальных услуг отнесено на уровень подзаконного акта уполномоченного органа, что не согласуется с Конституцией. Соответственно перечень коммунальных услуг должен утверждаться не уполномоченным органом, а на уровне закона. Кроме того, полагаем, что включение в перечень коммунальных услуг также и иных услуг для обеспечения безопасных и комфортных условий проживания (пребывания), перечень которых утверждается уполномоченным органом, может повлечь за собой увеличение тарифов, уплачиваемых собственниками квартир”.
Ну, вот кто тут говорил, что у нас законы плохие? Видели? Конституция у нас отличная, о чем не устаю писать, читайте и пользуйтесь на свое здоровье.
Приятно, что здесь постарались за нас с вами, и вполне конкретно предложили чепуху – “услуги, для обеспечения безопасных и комфортных условий проживания (пребывания), перечень которых утверждается уполномоченным органом”, – исключить.
Останавливаться сильно подробно не стану, расскажу только историю из алматинской жкх-овской жизни.
Много лет назад, когда председатели КСК стали непомерно борзеть и задирать тарифы, тогдашний мэр Есимов издал что-то вроде распоряжения, где четко устанавливался тариф на содержание общедомового имущества в размере 25 тенге за квадратный метр. В документе перечислялись все виды работ, за которые собственники должны платить, и их стоимость в месяц. На тот момент бумага сильно усмирила зарвавшихся управдомов, но особо ушлые все же свою копейку своровать сумели: в перечень входил в том числе платеж за обслуживание лифта. Как вы догадываетесь, для “безлошадных” жителей пяти- и двухэтажек они исключать его из тарифа не стали. Ну и алчная курочка по зернышку… на новую иномарку. Расходы на содержание общедомового имущества: как избежать лишних трат
Вспомнила я эту историю не случайно, документ из правового отдела сейчас изучается сенаторами, поэтому со всем нашим уважением данное предложение юристов поддерживаем и одобряем, – чем меньше в законе останется лазеек для воришек, тем собственникам, читай, стране лучше.
Революции конец?
Далее изучаем взгляд юристов из сената на размеры платежей собственников.
Сейчас владельцы нежилых помещений платят больше, чем таких же, но жилых. Амплитуда эта может быть сколько угодно различной – как общее собрание решит, столько тем и платить. Депутаты нижней палаты парламента, похоже, решили заступиться за владельцев кафе, магазинов, стоматологических кабинетов и прочего народного хозяйства, ограничив эту разницу.
Смотрим, что предлагают мажилисмены в пересказе правоведов: “собственник нежилого помещения обязан участвовать во всех расходах на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума. Собрание вправе устанавливать для собственников нежилых помещений иной размер ежемесячных расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, который не должен превышать размер ежемесячных расходов, установленных для собственников квартир, более чем в два раза”.
И вот с тем, что этот платеж для бизнесменов может быть в два раза выше, чем для обычных собственников, не согласны в правовом отделе сената.
Вот какие причины они называют: “возможности увеличения собранием собственников помещений расходов на управление объектом кондоминиума для собственников нежилых помещений увеличит расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, что может отразиться также и на цене оказываемых ими услуг либо реализуемых населению товаров. Более того, в Послании главы государства народу Казахстана от 2 сентября т. г., с учетом важной роли малого и среднего бизнеса в социально-экономической и политической жизни страны, было отмечено об их всемерной поддержке со стороны государства и общества, в том числе путем освобождения субъектов малого и среднего предпринимательства от уплаты налога на доход сроком на три года. Таким образом, нормы, содержащиеся в абзацах 60-м и 61-м подпункта 23) пункта 12 статьи 1 проекта Закона, не совсем согласуются с положениями вышеуказанного программного документа страны” .
Ну мы тоже за мир во всем мире, но, исходя из сказанного, выходит, что помимо того, что владельцы бизнеса будут освобождены на три года от налога на прибыль, так еще они ее будут зарабатывать за счет собственников квартир, живущих в этих домах.
Извините, но амортизационный износ инженерных сетей дома никто не отменял. Легко посчитать и сравнить нагрузку на внутренние коммуникации семьи из пяти человек, утром посетивших ванну и туалет, и 150 посетителей, которые пописали и покакали, а потом помыли руки.
Да, приходится использовать вот такой натурализм, а как еще объяснить добрейшим людям из высоких кабинетов, почему бизнес должен платить больше. А как быть с освещением территории? Ничего, что счетчик крутит за весь дом? Мне сейчас даже не хочется поминать хостелы, то есть мини-гостиницы, которые почему-то реформаторы вместе с депутатами мажилиса решили узаконить в многоквартирных жилых домах. Вот где веселуха: собственники, чьи соседи сдают квартиры студентам, знают, как скоро можно озвереть только от трезвона домофона, а не то, что от хлопанья дверью. Как жильцам победить наглого бизнесмена, захватившего чердак или подвал в их доме
Несложно разглядеть существенную разницу в нагрузке на электрические кабели и прочее оборудование все той же семьей, утром разбежавшейся по своим делам, а вечером собравшейся на кухне да у телевизора, и все тем же кафе или пекарней с электрическими плитами, вентиляцией и кондиционерами. Ответ так очевиден, что не хочется даже говорить об этом.
Поэтому: налоги отменили – хорошо, но негоже этим ребятам жиреть за счет своих соседей, тем более что многие из предпринимателей не платят нисколько: мои соседи не так давно приходили ко мне с жалобой на одного ушлого дельца, который врезался в водопровод дома, а платить ничего не хочет. Помимо этого деятеля, в доме на первом этаже стоит замороженным бывшее кафе приличной площади, как вы понимаете, его владелец не платит ни за что.
Убеждена, что эти истории могут продолжить многие из наших читателей и их близких и друзей, поэтому не будим народный гнев, проявляем государственную мудрость и не трогаем священное право собственников самим решать, кому и сколько платить, то есть оставляем статью без изменений.
Ни добавить, ни убавить
В заключение, как обещали, – вишенка на торте: правоведы из сената усомнились в целесообразности революционного ноу-хау разукрупнения КСК до одного дома. Помните, главный принцип жилищной реформы: один дом – один счет – один орган управления. По сути, юристы написали всё то, о чем мы говорили еще в самом начале: “Предусматривается создание объединения собственников имущества или простого товарищества. Кроме того, допускается передача функций управления управляющей компании либо управляющему многоквартирным жилым домом. Таким образом, происходит усложнение системы управления и обслуживания домами, что закономерно увеличивает ее структуру и численность. В этой связи возникает вопрос: на кого будет возложено бремя по содержанию данных новых элементов управления? Не повлечет ли это увеличение соответствующих расходов, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном жилом доме? На основании изложенного предлагаем обсудить в рабочих группах вопрос возможного повышения тарифов, подлежащих уплате собственниками квартир, с учетом социально-политического аспекта и актуальности данного вопроса”.
Ох, люблю читать я внутренние документы… репортер умрет во мне последним, как-нибудь расскажу вам, как смотрела Жизель в Мариинском театре…
К сказанному экспертами из правового отдела сената ни добавить, ни убавить: на размер тарифов нужно будет органам власти посмотреть пристально, правда, и реальность сейчас такова, что иначе не уследить собственникам за рвачами-управдомами. Ситуация, когда КСК в сто домов имеет единственный счет в банке, и пойди проверь, куда и сколько денег ушло, типична.
Знаю также, что многие наши читатели ждут этих перемен только с одной надеждой – избавиться от опостылевшего и заворовавшегося председателя кооператива, по-другому отодрать его от своих денег они никак не могут.
Одним словом, дилемма…
Продолжим через неделю, времени зря не теряем, направляем свои предложения и мнения в сенат, название комитета: “Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству”.