Ремонт республиканских дорог в Казахстане на грани срыва - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ремонт республиканских дорог в Казахстане на грани срыва

Ремонт республиканских дорог в Казахстане на грани срыва

Ремонт почти 500 километров дорог в Костанайской области находится под угрозой срыва.

  • 25 Августа 2022
  • 341
Фото - Caravan.kz

Это как отрезки республиканских, так и внутриобластных дорог в населенных пунктах.

Виной всему – острый дефицит битума. И только после того, как подрядчики записали видеообращение к Президенту страны и подняли вопрос на уровень республики через НПП “Атамекен”, ситуация сдвинулась с мертвой точки.

А после жалоб подрядчиков области на нехватку битума департамент АЗРК по Мангистауской области проверит работу ТОО “СП Caspi Bitum”, дочерней компании АО “Каражанбасмунай”, которое является одним из поставщиков битума в регион.

Больше месяца на некоторых участках дорог ремонтные работы остановлены, люди сидят без работы, а подрядчики рисковали попасть в реестр недобросовестных поставщиков из-за нарушения сроков сдачи объектов. Предприниматели заявляли, что дефицит битума создан искусственно, а они со своей стороны сделали всё возможное.

Сложная цепочка и ее последствия

По официальным данным, в этом году в регионе реализуется 271 проект. Дорожные компании должны привести в порядок 50 участков дорог общего пользования протяженностью 475 километров и 221 участок улиц в населенных пунктах.

– До конца года области необходимо более 43 тысяч тонн битума, однако на сегодняшний день мы наблюдаем дефицит этого ресурса, – отметил исполняющий обязанности заместителя департамента экономических расследований по Костанайской области Серик ТАНЖАРЫК. – Заводы-изготовители избегают заключения договоров прямых поставок, и подрядные организации вынуждены работать с посредниками и трейдерами, которые сильно завышают стоимость.

По данным ДЭР, еще в феврале – марте этого года костанайские подрядчики покупали битум по 115–120 тысяч тенге. Сегодня его предлагают по 230–250 тыс. тенге, в то время как цена на заводах-изготовителях составляет 103 тыс. тенге за тонну. Одним из путей решения могло бы послужить снятие запрета на импорт битума из России, но такая мера тоже невыгодна: цена российского битума с доставкой до Костаная составляет 250–270 тыс. за тонну. А согласно сметной документации, проходная стоимость битума составляет 130 тыс. тенге.

– В этом году мы ремонтируем 90 километров республиканской трассы, и нам необходимо 15 500 тонн битума, – рассказал генеральный директор ТОО “АБЗ плюс” Николай ЛОБАНОВ. – Еще с января мы неоднократно обращаемся с просьбой заключить прямые контракты с НПЗ, пишем письма на все три завода, но ответа нет. Ситуация критическая. Мы видим только два решения – дать возможность подрядчикам заключать договоры с заводами напрямую и сделать распределение битума правильным. В принципе, заводы производят его в достаточном количестве, нужно только правильно распределить, чтобы не было дефицита.

Специалисты департамента экономических расследований как вариант решения вопроса предложили создать прозрачную систему путем оформления электронных заявок, чтобы подрядные организации видели, сколько битума есть в наличии, и могли отследить путь его движения. А для предотвращения жалоб предложили НПЗ производить отгрузку битума согласно сметам, на основании заключенных договоров государственного заказа.

Он вроде есть, но его вроде нет

По словам Николая Лобанова, для того, чтобы получить битум, компания подает заявку заказчику дороги, которым является АО “НК “КазАвтоЖол”.

Кроме того, в прошлые годы подрядные организации могли купить битум у трейдеров, но сейчас ситуация изменилась. Оказалось, что при содействии КазАвтоЖола посредников из процесса обеспечения исключили.

– Проработан механизм реализации битума между заводами и подрядчиками без посредников, – отметила пресс-секретарь АО “НК “КазАвтоЖол”Ляззат СТАМГАЗИЕВА. – Удалось выравнять цену за тонну битума, равную сметной расценке. Это 80–120 тысяч тенге за тонну.
Казалось бы, что вопрос решен, если бы не одно но. В пресс-службе АО "НК “КазМунайГаз”, нефтеперерабатывающие заводы которого занимаются переработкой нефти и производством нефтепродуктов, заявили, что не продают битум дорожно-строительным организациям. И рассказали, как с их стороны выглядит схема производства и продажи битума в Казахстане.

– Министерство энергетики РК ежемесячно утверждает нам план поставок дорожного битума, в том числе с указанием объемов реализации дорожного битума через товарные биржи (10 % от планируемой выработки по каждому ресурсодержателю), – пояснила специалист пресс-службы АО "НК “КазМунайГаз” Куралай АБЫЛГАЗИНА. – В свою очередь, ресурсодержатели осуществляют продажу своего битума напрямую дорожно-строитель-ным организациям. В структуре АО производят битум Актауский битумный завод (Caspi Bitum) и Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ). Оба завода выполняют производственные планы на 2022 год. Битум, производимый на ПНХЗ и Caspi Bitum, реализуется только на внутреннем рынке и не экспортируется.

Получается, что каждый из участников выполняет свою работу, проблем нигде нет, а битум куда-то исчез. Одна национальная компания утверждает, что проработала механизм работы заводов и подрядчиков напрямую. А другая НК – что напрямую дорожникам нефтезаводы не отпускают, а отдают ресурсодержателям и на биржу. В итоге получилось, что битум – это странный объект: вроде как есть, а на деле его нет. Как нет и крайних в этой ситуации, а страдать будут люди. Ведь нам придется ездить по недоделанным дорогам и разбивать автомобили. А также дальнобойщики, везущие товар по “ремонтируемой" трассе Екатеринбург – Алматы, идущей через регион. Понятно, что хоть какие-то сдвиги в решении проблемы пошли, но сезон ремонта дорог в регионе короткий и осталось не больше двух месяцев. Успеют ли подрядчики? Вот в чем вопрос.

КОСТАНАЙ