Если учесть, что до карантина в Казахстане успели пройти регистрацию восемь ОСИ, а в мегаполисе – только два, то случай вызывающий.
История проста: собственники выбрали новую форму управления общедомовым хозяйством, избрали руководителя своего ОСИ, зарегистрировали объединение в департаменте юстиции и направили председателю КСК уведомление: мол, власть переменилась, а потому документацию по дому и ключи от технических помещений и офиса надлежит передать по акту приема-передачи. Та и бровью не повела, да еще нахамила в письменном виде, мол, ваши требования вызывают у меня большие сомнения, дайте мне протокол собрания и прочую прилагающуюся к нему документацию, а не дадите, буду считать вас самозванцами. Прямо так и написала: “Отказ предоставить запрошенную мною документацию будет расценен как признание незаконности создания вашего ОСИ”.
Подобная забота о законности была бы понятна и даже могла сойти за добросовестное отношение к делу, если бы не малость: дама проживает в этом доме, и 10 дней лицезрела объявления, наклеенные на подъездах, о созыве общего собрания собственников, дате и времени его проведения. Ну и получить свидетельство о регистрации ОСИ (объединение собственников имущества) невозможно, не предоставив в департамент юстиции тот самый протокол общего собрания, который затребовала себе управдомша.
Думаю, для полноты картины нужно добавить, что сам КСК состоит из одного этого дома, расположен в хорошем месте, владеют там недвижимостью люди не бедные, а первый этаж – нежилые помещения с магазинами, банками и прочими удовольствиями. Попытки сдвинуть с поста председателя были и раньше, но монолит не двигался даже по решению суда, одним словом, нашим героям достался крепкий орешек – таких в стране немало, и нынешняя ситуация с саботажем жилищной реформы будет не первой и не последней.
Вот и приехали…
К слову, мне она напомнила другую историю. Несколько лет тому назад собственники одного из кооперативов, также состоящего из единственного дома, с горем пополам переизбрали хапугу-председательшу. Выбрали на ее место честного, светлого, интеллигентного человека. Но вот только власть вместе с печатью и документацией монолит из хамства и наглости отдавать не собиралась, и поделать честные, светлые и интеллигентные собственники с ней ничего не смогли.
Поэтому без вмешательства государственных структур здесь не обойтись, ведь задумали власти ни много ни мало, а запустить передел рынка ЖКХ. И тут мы подошли к новому повороту нашей истории: избранное руководство ОСИ обратилось в жилищную инспекцию Алматы за помощью, но там им отказали, сославшись на то, что это не их, инспекторов, ума дело.
В первый раз они обошлись формальной отпиской, а вот во втором ответе разоткровенничались: “Согласно пп. 3 п. 3 ст. 147 Предпринимательского кодекса, должностные лица жилищной инспекции обязаны предъявить проверочный лист с указанием пунктов требований, подлежащих проверке. При этом в проверочном листе, утвержденном приказом министерства национальной экономики РК, отсутствует пункт по истребованию документов…”.
Мы читать умеем, поэтому Предпринимательский кодекс (ПК РК), на который так неосторожно сослались в жилищной инспекции, пролистали с удовольствием и нашли пару статей, содержание которых носит прямо противоположный смысл.
К примеру, внеплановая проверка может быть проведена по обращению “физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены” (п. 4 ст. 144 ПК РК). А сама проверка проводится не на основании проверочного листа, о чем так озаботились инспекторы, а акта о назначении проверки, зарегистрированного в соответствующем госоргане (п. 1 ст. 145 ПК РК). В ст. 147, пп. 3, п. 3 вовсе написано иное: “3) при необходимости – разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов…”.
Ну и вишенка на торте: приказ министра национальной экономики, на который сослались в жилищной инспекции Алматы, утратил силу, о чем был принят новый совместный приказ и. о. министра индустрии и инфраструктурного развития и министра национальной экономики от 4 мая 2020 года № 20557.
Слушайте, ну такие вещи нужно же знать!
Ну и, наконец, приведем цитату из ответа курирующего министерства на наш запрос. Напомню, что “КАРАВАН” первым поднял тему передачи документации и возврата денег собственников при переходе из кооперативов в ОСИ или простые товарищества, нами были сделаны запросы в министерство и Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ (АО “КазЦентрЖКХ”), эта структура также отвечает за данную сферу. Полностью с материалами можно ознакомиться на нашем сайте Сaravan.kz (выпуски “КАРАВАНА” от 8 мая и 12 июня). Так вот, на наш вопрос: “Что делать собственникам в случае, если какие-то документы были утеряны руководством КСК либо не предоставлены им без объяснения причин?”– в министерстве индустрии и инфраструктурного развития ответили: “В случае возникновения разногласий по передаче документов МЖД из КСК в ОСИ (и простое товарищество. – Прим. авт.) необходимо обратиться в жилищную инспекцию местного исполнительного органа, поскольку основной задачей жилищной инспекции является государственный контроль в сфере управления жилищным фондом”. Вот и приехали… Переход из КСК в ОСИ: чиновники не говорят, как собственникам забрать свои деньги из кооперативов
Работа над ошибками
Ну что делать, давайте разбираться. Сейчас в этой ситуации оказалось одно объединение собственников, а после снятия карантина, когда начнется в экстремальном режиме массовый переход из КСК в ОСИ (либо простые товарищества), этих историй будет не одна сотня. Это не фигура речи: никто из нынешних управдомов просто так отдавать свои кормушки никому не захочет, что было очевидным с самого начала. Поэтому сложно понять, почему и кто здесь больше недосмотрел: депутаты парламента, когда принимали и вносили поправки в жилищное законодательство, или министерство индустрии и инфраструктурного развития, которое должно и обязано издавать соответствующие нормативные акты.
Мы не раз прямо писали о необходимости издания положения о порядке перехода из КСК в ОСИ и простые товарищества. Смотрите, что сейчас происходит: нет норматива, где было бы прописано, что единственным документом, который новые руководители обязаны предоставить в КСК, является копия свидетельства о регистрации ОСИ или протокола собрания о создании простого товарищества. Ушлая управдомша включает новые требования – свидетельства мало, дайте мне еще документов.
Жилищная инспекция пишет, что у них “нет пункта об истребовании документов” в проверочном листе, поэтому помочь они ничем не могут.
Согласитесь, логично данные пункты включить, а лучше принять нормативный акт, где будет пошагово прописано, кто и что должен делать, в какие сроки, чтобы передать документы, дом и денежные средства, и при каких ситуациях жилищная инспекция обязана вмешаться.
Отдельного внимания требуют биллинговые компании, которые формируют квитанции об оплате коммунальных услуг. Напомню, что их позиция не пустяшная, через них на банковские счета КСК приходят деньги собственников на оплату расходов по содержанию общедомового имущества и накопления на капитальный ремонт. Если вернуться к нашей истории, то руководство ОСИ попыталось заключить договор с одной из них, но там одного свидетельства о регистрации ОСИ показалось мало, и они почему-то захотели получить еще копию протокола общего собрания, где было принято данное решение, а также “акт приема-передачи основных средств и документации о финансово-хозяйственной деятельности выше-указанного дома”.
Для неосведомленных в финансовых делах поясню, пока договор не будет заключен с одной из этих организаций, все деньги собственников, несмотря на их желание идти светлой дорогой с новым объединением, будут поступать на счет КСК, где рулит свергнутая домоправительница. Именно поэтому “злая судьба” никак не хочет передавать дела и тянет время.
К слову, пусть вас не обманывает первый успех наших героев: мол, общее собрание или письменный поквартирный опрос проведены, ОСИ зарегистрировано, и теперь ничего никто не сможет им сделать. Может.
Председатель ОСИ избирается на один год, помотать нервы, потаскать по судам, а там срок переизбрания подойдет, и – о чудо! – на месте нового руководителя ОСИ – старая председатель КСК.
Вот потому мы вновь и вновь обращаем внимание депутатов и руководителей министерства индустрии и инфраструктурного развития: исправьте ошибку, доведите начатое до ума, и народ скажет вам большое спасибо. Мы намеренно в статье не стали писать название ОСИ, фамилии участников переписки: герои себя узнают. В этой ситуации жилищной инспекции Алматы будет легко и приятно встать на сторону закона, а нам это дало возможность не стесняться в выражениях. Понятно, что мы ничего не забываем, ждем и наблюдаем, к теме мирной передачи власти и денег обязательно возвращаемся.
Законодательство по теме
Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения, в области промышленной безопасности по соблюдению требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств.
Предпринимательский кодекс РК http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375