Расследование "КАРАВАНА": почему "худеют" продукты на полках казахстанских магазинов - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Расследование "КАРАВАНА": почему "худеют" продукты на полках казахстанских магазинов

Расследование "КАРАВАНА": почему "худеют" продукты на полках казахстанских магазинов

Почему “худеют” продукты, кошельки, а мы – нет?

  • 5 Июня 2018
  • 8958
Фото - Caravan.kz

Пачки и бутылки с продуктами, что продаются на прилавках казахстанских магазинов, тают на глазах. Вместо литра молока в бутылке уже 900 граммов, вместо килограмма крупы – 700–900 граммов. Список можно продолжить… А цена между тем остается прежней! “Уже манной крупы в пачку недоложили 150 граммов, еще недавно было 100”, – заметила в супермаркете дотошная бабулька. “Даже шоколадки меньше стали, высохли, что ли?” – обратила внимание другая покупательница.

Как показал соцопрос, проведенный по заказу “КАРАВАНА” агентством “Лаборатория проектов”, 42 процента опрошенных казахстанцев не знают об изменении веса (объема) отдельных продуктов. Так что же скрывается за этим маркетинговым ходом?

Вообще-то, недоливать и недокладывать производители начали давно. Еще в разгар кризиса в середине 2000-х в США потребители подняли скандал, когда вес любимого продукта – кукурузы в банках – уменьшился на 3,5, а затем на 10 граммов. При этом цена оставалась прежней.

“Подумаешь, три грамма недоложили”, – скажет кто-то. Но в масштабах потребления страны это будут тонны!

После производители разных стран стали “недоливать” молоко, соки, пиво, подсолнечное масло – упаковки на вид вроде бы прежние, а продукта в них меньше. Или варьировали – то больше, то меньше, запутывая потребителей. Сделано в Казахстане: При изготовлении колбасы ни одно животное не пострадало

В продуктовых супермаркетах Алматы я обратила внимание на привычные бутылки, пачки с молоком, соками, крупами, подсолнечное, сливочное масло. Как у российских, так и у казахстанских производителей вес, объемы совершенно разные. Но все чаще встречаются бутылки, упаковки молока объемом 925, 900, 870 мл, подсолнечного масла – 900, 870 мл (вместо привычного литра), пива – 450 мл (а бутылка на вид – 0,5 литра), сливочное масло – 180 граммов (стандартная пачка была 200 граммов), крупы, сахара в упаковках 900, 800, 700 граммов (вместо килограммовых). Некоторые кондитеры уменьшили вес шоколадных плиток со 100 до 80 граммов.

Причем часто такой товар можно купить по акции, со скидкой. Для интереса вооружитесь калькулятором. И посчитайте – а сколько же стоит литр молока, которое продают по якобы выгодной цене в бутылке объемом 900 мл? Получится, цена за литр давно уже не прежняя.

“Производитель пользуется стереотипом мышления потребителя”

– Технология даунсайзинга (уменьшение размера) появилась давно, а в Казахстане начала активно применяться последние 3–4 года, – говорит эксперт по PR агентства “Лаборатории проектов” Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН. – Пионером в этом вопросе стала шоколадная корпорация, которая раньше продавала батончики весом 50 граммов. Будучи туристом и постоянным потребителем этой продукции, через какое-то время я обратил внимание: вес батончика начал снижаться. Вначале стал 49,48, а после 45 граммов. Цена осталась прежней. Следующие, кто открыл эту технологию, – молочники и производители соков.

У нас в голове живут стереотипы, и если спросить любого потребителя, какой объем бутылки молока, то он сразу ответит – литр. И по привычке возьмет продукт.

У домохозяек, женщин легко узнать стоимость литра молока, килограмма картошки и других базовых продуктов, цену которых они всегда помнят. Причем именно за килограмм или за литр. И по ним определяют, дорогой это магазин или дешевый. Зная это, ритейлеры стараются на основные продукты (молоко, сахар, кефир, картофель и другие) держать цены на одном уровне.

Моя супруга обратила внимание на снижение объема продуктов при изготовлении выпечки. В рецептуре написано, например, взять литр молока, 250 граммов масла… На самом деле получалось 890 граммов молока, 200 граммов масла. Постоянно чего-то не хватало…

– С правовой точки зрения никакого обмана нет! – продолжает Нуркен Халыкберген. – Производитель все соблюдает, на упаковке указывает вес. Правда, бывает так мелко, что не каждый сможет разглядеть цифры. Но он пользуется стереотипом мышления потребителя. Ведь человек берет бутылку в полной уверенности, что это литр, а не 900 граммов, и никто не пересчитывает, сколько на самом деле стоит литр того же молока, кефира, сока.

Большинство производителей оправдываются, что якобы таким образом они сдерживают цены. Потребитель с этим не согласен, полагая, что это хитрая попытка сэкономить и поднять цену.

– Только создается видимость, что цена та же. Маркетинговый ход, чтобы усыпить бдительность потребителя. В перерасчете на килограмм цена той же крупы будет дороже, – высказал мнение вице-президент независимой Ассоциации предпринимателей Тимур НАЗХАНОВ.

А что думает по этому поводу глава ОЮЛ “Молочный союз Казахстана” Владимир КОЖЕВНИКОВ?

– Это такой тренд, пришел к нам с Запада, – говорит Владимир Николаевич. – За границей вообще нет твердой упаковки – можно купить и 2, и 3 литра, и 700 мл. Мы за долгое время привыкли к литру, половине литра. И при снижении объемов всегда кажется, что в этом есть какое-то лукавство. Кто-то, возможно, и выигрывает. Скрытое увеличение цены, если пересчитать на литр.

Мнение: “Сто граммов в итоге стали дороже”

Все-таки основной целью исследования “Лаборатории проектов” было выяснить, насколько осведомлены респонденты об изменении веса (объема) отдельных продуктов некоторыми производителями и как они к этому относятся. Установлено, что 96 процентов респондентов принимают участие в покупке продуктов питания. Наиболее покупаемыми продуктами за последний месяц названы молоко (88 процентов), чай (73 процента) и крупы (66 процентов).

В основном опрошенные казахстанцы обращают внимание на вес продукта во время покупки (91 процент).

Однако для 42 процентов респондентов изменение веса (объема) отдельных товаров производителями стало новостью! Остальные замечали изменения в весе основных покупаемых продуктов – молока (64 процента), круп (33 процента), соков (31 процент), чая (22 процента) и шоколада (18 процентов).

41 процент опрошенных категорически не согласны с тем, что снижение веса (объема) при прежней стоимости помогает производителям удерживать рост цен. Такое решение с их стороны каждый второй респондент (55 процентов) считает необоснованным и неправомерным.

Снижая вес продукта и оставляя прежнюю стоимость, производители должны указывать вес на упаковке, высказала мнение половина опрошенных. А 41 процент респондентов полагают, что о подобных изменениях необходимо уведомлять покупателей через СМИ.

– Средняя стоимость 100 граммов продукта все равно повышается! А то, что цена не меняется, так это самообман! – считает один из респондентов.

“Недопив” в масштабах страны – миллионы литров

И все-таки редко какой покупатель будет стоять у прилавка и решать в голове непростое уравнение: 900 мл молока стоят 220 тенге. А сколько же будет стоить литр? Скорее, купит и решит, что 100 миллиграммов (полстаканчика) – мелочь, из-за которой не стоит напрягать свой мозг.

На самом деле недолив, считай – прибыль производителей, с полстаканчика может быть колоссальной!

И снова остановимся на молочке. Ежегодно среднестатистический человек потребляет 261 литр молочной продукции – кефира, молока, сметаны. По “белым” продуктам (кефир, молоко, молочные продукты) Казахстан на 80–90 процентов покрывает собственные потребности.

Смотрим упаковки отечественных производителей. У одних указано 1 литр, у других – 925 граммов. У многих потребителей есть привычка брать один и тот же продукт.

Допустим, это бутылка весом 925 граммов. Минус 0,75 мл ежедневно. Если считать, что казахстанец выпивает молока 200 литров, в общем объеме “недопив” за год может составлять 15 литров. В масштабах потребления страны это будут тысячи и тысячи литров!

Другой пример. В среднем казахстанец в год съедает 19,5 килограмма масла и жиров. Пусть из них, условно, 10 килограммов – растительное масло. Стандартная бутылка – литр. Но появились бутылки весом 900, 800 граммов.

Даже если потребитель берет 900-граммовую бутылку, думая, что это литр, за год он “недоедает” килограмм масла.

Еще раз напомним, что выбор производителя и продукции – личное дело каждого. Но теперь важно смотреть не только цену, но и вес. Ведь даунсайзинг набирает обороты. В итоге “худеют” продукты и наши кошельки.

Просто миллиарды

Да, что будет, если нас целиком поглотит даунсайзинг? Немного математики.

За основу мы взяли данные Агентства по статистике РК.

В 2017 году в Казахстане произведено 804 миллиона литров молока. Допустим, каждый производитель взял и снизил вес упаковки до 900 миллилитров.

804 000 000 делим на 0, 9 = 89 миллионов 333 тысячи 333 (количество упаковок).

89 миллионов 333 тысячи 333 умножаем на примерную стоимость молока – 200 тенге за пачку, и получаем 17 миллиардов 866 миллионов 666 тысяч 600 тенге прибыли. Продаем то же молоко по 200 тенге, но объемом по литру. Получаем на миллиард тенге меньше. Экспертиза "КАРАВАНА": какие овощи и фрукты опасны для здоровья в Казахстане

В 2017 году произведено 517,4 миллиона литров пива.

Считаем по той же схеме.

517 400 000 (производимый объем пива) × 0,5 (если разливать в стандартные бутылки/банки) = 1 034 800 000 (количество бутылок).

1 034 800 000 (количество бутылок) × 180 (средняя цена) = 186 264 000 000.

Итого: 186 миллиардов тенге.

517 400 000 × 0,45 (бутылка уменьшенного объема) = 1 149 777 777 (количество бутылок).

517 400 000 × 0,45 = 1 149 777 777.

1 149 777 777 × 180 = 206 959 999 999.

Разница – 20 миллиардов тенге.

То есть если производители будут разливать по 0,5 литра и продавать по цене 180 тенге – заработают 186 миллиардов тенге.

Если разливать по 0,45 литра и продавать по 180 тенге – заработают 206 миллиардов тенге.

Разница при использовании технологии даунсайзинга – в 20 миллиардов тенге.

В 2017 году произведено 70 535 000 килограммов круп. Предположим, вес всех пачек также снизился до 800 граммов.

70 535 000 делим на 0,8 = 88 168 750 (количество упаковок).

88 168 750 умножаем на 300 (средняя цена) = 26 450 625 000 тенге прибыли

70 535 000 делим на 1 кг = 70 535 000 (количество упаковок).

70 535 000 умножаем на 300 (средняя цена) = 21 160 500 000 тенге прибыли…

Разница между первой и второй цифрами – 5 290 125 000 тенге. Профит!

АЛМАТЫ