Рак толстой кишки: истории от онкопроктолога - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Рак толстой кишки: истории от онкопроктолога

Рак толстой кишки: истории от онкопроктолога

Так ли страшно обследование на рак кишечника? Отчего казахстанцы не спешат на бесплатные скрининги и к каким последствиям это приводит, рассказывает врач-онколог, д. м. н., руководитель центра абдоминальной онкологии КазНИИОиР Марат КУЗИКЕЕВ.

  • 9 Апреля 2019
  • 27013
Фото - Caravan.kz

– Я сам тоже задаю такие вопросы, – откровенничает онкохирург. – Начинать надо с себя, насколько ты готов пройти колоноскопию. И почему показать врачу причинное место (анус. – Прим. авт.) может не каждый. Для своевременного лечения это определенная проблема. В результате мы зачастую сталкиваемся с поздним обращением пациентов и с запущенными формами онкологии. Ведь при 1-й стадии выздоровление возможно в 90 процентах случаев, а при 4-й – выживаемость до 5 лет, по нашим данным, достигается лишь в 20–25 процентах случаев.

Нам надо как-то стимулировать людей проходить такие обследования. Потому что и в развитых странах, и у нас в Казахстане с каждым годом растет заболеваемость колоректальным раком. Среди причин – гиподинамия, плохая экология, алкоголь, курение, нездоровое питание, много рафинированных жирных продуктов, фастфуд.

Например, при переваривании красного мяса в отличие от белого в кишечнике вырабатываются такие токсины и канцерогены, которые способствуют образованию злокачественных опухолей толстой кишки. Зачем обследовать кишечник?

И вот какие данные стекаются в КазНИИОиР со всей республики: в 2006 году больных с колоректальным раком в стране было выявлено 2 328. По ранжиру и частоте заболеваемости он находился на 5-м месте. А через 11 лет, в 2017 году таких больных выявлено уже 3 131 человек. На 800 человек, или на 30 процентов, возросла заболеваемость! И по ранжиру этот вид онкологии поднялся вверх после рака легкого, молочной железы у женщин и рака простаты у мужчин.

Чего боятся люди?

– Конечно, когда приспичит, человек волей-неволей бежит к нам! Если уже боли в животе, кровянистые выделения, похудел и прочее… Но это, как правило, далеко не начальная, а терминальная стадия, пограничное состояние между жизнью и смертью, – продолжает Марат Кузикеев. – Скрининг рака толстой кишки в нашей стране бесплатно проводится в поликлиниках по месту прикрепления с 2011 года. На протяжении 8 лет.

Он включает в себя два момента. Первый – неинвазивный безболезненный FOB-N-тест, тест на скрытую кровь в кале. Причем все проходит очень гигиенично: из пластикового флакона вынимают стержень. Его погружают в утренний кал испытуемого, затем возвращают обратно в цилиндр тестера с раствором. Потом флакон тестера открывают с обратной стороны и получившийся раствор капают на планшет. Процедуру можно сравнить с тестом на беременность. Подождав 3–5 минут, смотрят на планшет. Если на нем проявилась одна полоска, все хорошо. Если две, значит, нужно срочно бежать к врачу и проходить фиброколоноскопию, поскольку есть вероятность, что это кровит опухоль.

Опухоль толстой кишки – это вырост на слизистой. Когда каловые массы проходят по кишечнику, то чисто механически начинают сдирать часть опухоли, так выделяется кровь. Ее и определяет FOB-N-тест.

– И что же тут страшного?

– Есть такой аппарат в виде зонда или гибкой трубки, который через анальное отверстие заводится в просвет толстой кишки и проникает до ее окончания, до слепой кишки. Это второй этап скрининга. Внутри зонд полый. И через его просвет можно вводить определенные инструменты для верификации образований, которые есть в толстой кишке, и их удаления. На конце зонда – камера и лампа освещения. Идет визуальный осмотр всей полости толстой кишки. Если выявляются какие-то изменения, они фиксируются, щипцами забирается биопсийный материал. Если есть полипы, их удаляют прижиганием током. То есть происходят термокоагуляция полипов, их срезание и бескровное удаление.

– Получается, за один прием проводят и обследование, и частичное лечение?

– Да. Примерно так же, как исследуют желудок или проводят коронарографию. Только при лечении сосудов сердца проводник, через который либо заводят стент, либо производят другие манипуляции, вводят через просвет артерии. А тут зонд заводят через просвет толстой кишки.

– Так просто, что не стоит и бояться?

– Абсолютно не стоит. Правда, кто получал такую процедуру, отмечали некоторую ее болезненность. Неприятные ощущения бывают, когда воздухом раздувается брюшина. Но все это терпимо! Я сам обследовался, а заодно проверил, что чувствуют мои пациенты.

Что такое полип, откуда берется?

– Полип – это доброкачественная опухоль на внутренней стенке кишки, – объясняет доктор Кузикеев, – которая потенциально может переродиться и превратиться в рак в течение 5 лет. Поэтому, если удалим эту доброкачественную опухоль в самом начале, мы избавим пациента от вероятности заболеть раком толстой кишки в ближайшее время. Вот против рака легкого или поджелудочной железы такую профилактику сделать невозможно, даже если соблюдать диеты и не курить.

Там вообще неизвестно, из чего произрастает опухоль, а тут, удалив полип, мы убережем человека от рака толстой кишки! Такая прямая зависимость.

И чем чаще мы будем проводить колоноскопию, тем меньше у нас будет людей с раком толстой кишки. Поскольку именно полипы на 98 процентов приводят к колоректальной онкологии. А на анальные трещины и геморрой приходится всего два процента вероятности возникновения этого вида злокачественных опухолей.

– А раковых очагов может быть много?

– В своей практике у одной из пациенток я видел 4 вида рака одновременно. Рак вульвы, рак шейки матки, рак сигмовидной и поперечной кишки. Такое бывает при глубоком поражении иммунной системы. Мы прооперировали и вылечили эту женщину. Сейчас она наблюдается. Возраст где-то между 50–60 годами. Среди причин, насколько я помню, был в том числе фактор психогенной травмы.

При наличии какого-то шока, стрессовых ситуаций, таких как гибель родственника или потеря любимой работы, при сложном стечении обстоятельств бывает, что через 3–6 месяцев у пациентов обнаруживают злокачественную опухоль.

Очень страшно, когда заболевают дети. Была у нас одна девочка. Когда я ее оперировал, ей было 17 лет. Очень бледная, анемичная. У нее был запущенный рак толстой кишки, который уже распространился на соседние органы. Операция была большая комбинированная. А начиналось с чего? Боли-то не было, поскольку внутри толстого кишечника почти нет нервных рецепторов. Но она худела, бледнела. Взрослые думали, может, на учебе перенапряглась, и не обращали внимания. Но главное, что ее мама погибла в 40 лет от рака, и тоже толстой кишки. Вот так проявилась наследственность у ребенка!..

– Девочку мы прооперировали, – продолжает доктор. – Удалять пришлось не только саму опухоль, но и пути ее распространения по организму. В ее случае пришлось провести еще резекцию части мочевого пузыря.

Рак чем коварен – он, как ржавчина, проедает все насквозь. И органы, и сосуды, и костную ткань.

Но ей повезло, что не было отдаленных метастазов и поражений легких и печени. Если бы это случилось, прогнозы для жизни были бы совсем негативные.

– Она могла погибнуть в течение двух-трех месяцев?

– Да. Но этой девочке мы помогли. Потому чувствуем большую удовлетворенность от своей работы. Ведь, когда оперируешь ребенка, все проходит намного эмоциональнее, чем со взрослыми. Душа и тело против рака

И была у нас бабушка, 91 год. У пожилых другие проблемы. У них поражения бывают не только со стороны самого органа – толстой кишки, но и сердца, легких и много чего еще. К такому возрасту изнашивается весь организм. И оперировать – это большой риск. Но мы рискнули, вырезали опухоль, сшили части толстой кишки, и она теперь благополучно ходит в туалет естественным образом. Такие реконструктивные операции делать возрастным пациентам очень опасно. Но у нас все прошло удачно, мы довольны. Хотя еще в прошлом веке шла речь о целесообразности подобных операций. И такие случаи чаще всего пускали на самотек.

Это я к чему? К тому, что оперироваться и лечиться от рака толстой кишки в любом возрасте сейчас можно и нужно. И обязательно проходить скрининги, особенно после 50 лет.

– Вы проходили?

– Да, хотя мне только 47. Возраст для прохождения скрининга у нас принят 50–70 лет, когда идет пик роста этого заболевания. Но раз я требую и убеждаю людей проходить колоноскопию, должен сам ее испытать. Причем прошел без обезболивания. Перенес нормально. Теперь 3–5 лет буду спокоен, что у меня нет рака толстой кишки. А потом, возможно, еще пройду. В медицине есть определенные правила, которых надо придерживаться, тогда будешь жить долго и счастливо!

– В Европе, Америке пациенты более дисциплинированные, чем наши?

– Там тоже много запущенных случаев. То есть колоноскопии боятся не только у нас. А вот в Японии другая ситуация. Там эта процедура, как и исследование пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, является обязательной даже при приеме на работу. Такова у них государственная программа по раннему выявлению онкологии и оздоровлению нации. Поэтому колоректальный рак у них выявляется в основном на ранних стадиях.

У нас же пока даже на бесплатное обследование в день открытых дверей и в прошлом, и в этом году, например, в КазНИИОиР в Алматы пришли меньше сотни человек! И это на весь двухмиллионный город!

АЛМАТЫ