Рак: Излечение возможно - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Рак: Излечение возможно

Рак: Излечение возможно

Онкология – это не фатальный диагноз – так считает заведующая отделением химиотерапии Казахского НИИ онкологии и радиологии, секретарь общественного объединения “Общество онкологов и радиологов”, доцент кафед­ры онкологии КазНМУ имени Асфендиярова, кандидат медицинских наук Асель ТУМАНОВА.

  • 13 Февраля 2015
  • 4728
Фото - Caravan.kz

– По степени распространенности среди онкологических болезней в Республике Казахстан на первом месте сейчас стоит рак молочной железы, на втором – рак легкого, а следом идут рак кожи с меланомой, рак желудка, рак шейки матки, кишечника, пищевода и гемобластозы. Наиболее неблагополучными в отношении онкологических заболеваний являются Северо-Казахстанская, Павлодарская, Костанайская и Восточно-Казахстанская области.

– Складывается впечатление, что люди стали чаще болеть раком. А что говорит статистика?

– То, что заболеваемость онкологией растет во всем мире, напрямую зависит от безудержного стремления людей к быстрому экономическому росту. Он обычно сопровождается ухудшением экологии, стрессами и напряженностью в обществе. Рак не выбирает кого-то конкретно, риск есть у любого вне зависимости от пола, возраста, профессии. Однако в силах каждого человека предпринять хотя бы незначительные усилия, чтобы снизить этот риск. В первую очередь, например, отказаться от курения и употребления алкоголя. А также начать питаться сбалансированной пищей, заниматься спортом, отслеживать и лечить предраковые состояния и своевременно проходить профилактические медицинские осмотры. Благо сегодня в нашей стране действует государственная программа бесплатных скринингов по шести таким злокачественным заболеваниям, как рак молочной железы, шейки матки, пищевода и желудка, рак кишечника, предстательной железы, рак печени.

– Что такое скрининг?

– Скрининг – это медицинское мероприятие, направленное на раннее выявление болезни, в нашем случае – злокачественного образования у человека. И тогда пациенты имеют намного больше шансов успешно пройти терапию и полностью излечиться. Правда, к сожалению, статистика пока свидетельствует, что лишь половина казахстанцев своевременно обращается с подобными проблемами к медикам. Многим лечение онкологического заболевания кажется чем-то пугающим и бесперспективным. Думаю, виной тому стереотипы, сложившиеся еще на заре развития онкологической помощи, когда злокачественные образования были мало изучены и считались неизлечимыми.

Отступаем от стереотипов

– Возможно, в лечении злокачественных опухолей людей пугают побочные эффекты от химиотерапии, такие как потеря волос, интоксикация организма. Удается ли сейчас их устранить?

– Сегодня самым главным методом лечения в онкологии пока остается хирургический – удаление опухоли из организма. И химиотерапию перед операцией проводят, чтобы уменьшить опухоль, а после операции – чтобы болезнь не вернулась обратно. Да, при этом пациенты временно теряют волосы, но это не такая уж большая потеря – после окончания курсов химиотерапии они вырастут заново, зато сохраним главное – годы жизни.

– Но от онкозаболеваний по-прежнему умирает много людей…

– Сейчас мы уже далеко отошли от понятия, что онкология неизлечима. Если лет 15–20 назад пациентов с четвертой стадией заболевания даже при неплохом самочувствии отправляли в клиническую группу просто для наблюдения, поскольку для них не было никаких вариантов лечения, то сегодня наука сделала огромный прорыв вперед. Нам стали доступны методы молекулярно-генетических исследований. Уже известно о структуре ДНК опухоли, генах, которые для нее характерны, о сигнальных путях внутри опухолевой клетки, на которые можно воздействовать. В онкологии ведь сколько пациентов, столько и разновидностей злокачественных образований, столько же и вариантов лечения. А когда доктор знает вид опухоли, “мишень”, то находит и препарат, который специфично связывается с ней и блокирует процессы ее жизнедеятельности. Этот новый вид лечения называют таргетной терапией. Ее используют как самостоятельно, так и в совокупности с химиотерапией. В некоторых случаях, например, при раке печени или почек, таргетная терапия вообще является единственным эффективным видом лекарственного лечения. Это называют персонифицированной онкологией.

Их пример – другим наука

– Много ли есть примеров успешного лечения даже запущенных стадий рака?

– С новыми технологиями у многих пациентов даже с запущенными стадиями заболевания появились шансы на вполне успешное лечение. Например, у меня есть пациент, 54-летний мужчина, житель Алматинской области. К врачам за помощью он обратился, когда злокачественная опухоль уже полностью поразила его желудок и начала распространяться на печень и лимфоузлы. Но после проведенных курсов химиотерапии размеры его опухоли заметно уменьшились. Затем наши хирурги выполнили радикальную операцию – одновременно полностью был удален желудок и одна доля печени. И сейчас, спустя четыре года, он излечился от рака и находится лишь под диспансерным наблюдением. Другой пациентке, из города Актобе, в 62 года поставили диагноз – рак легкого третьей стадии. Она также прошла комплексное лечение в Институте онкологии и радиологии, ей выполнили операцию на легком, провели курсы химиотерапии и лучевое лечение. Однако через два года болезнь к ней вернулась, и мы продолжили лечение. Наконец благодаря упорству врачей и самой пациентки рак отступил. Сейчас, спустя 5 лет, мы встречаемся с ней лишь для профилактических осмотров. Признаков болезни у нее нет. Таких примеров у нас много. Еще больше счастливых историй происходит с пациентами, начавшими лечение на ранних, первой и второй, стадиях заболевания, когда их опухоль имела небольшие размеры и не успела распространиться на другие органы. Продолжительность такого лечения гораздо меньше, переносят они его легче, и шансы на полное излечение у них возрастают до 80 процентов.

– И что, даже следов болезни не остается?

– Конечно, наши бывшие пациенты не забывают о том, что когда-то у них было онкологическое заболевание. Всегда проходят профилактические осмотры и находятся на связи с врачом. Они ведут здоровый образ жизни, следят за своим здоровьем, не пьют, не курят. И очень часто у них вообще меняется отношение к жизни. Ведь успех лечения здесь очень сильно зависит от настроя самого пациента и того, как он относится к жизни. Эти люди впоследствии переориентируют свой настрой на положительный. Например: “Я хочу и буду жить долго и хорошо, отпущу все обиды. Все, что со мной происходит, – это лишь очередное испытание”. И они проходят через это. Такой позитивный настрой на успех очень помогает нам, докторам.

– Проводятся ли с пациентами психологические тренинги?

– У нас в клинике в каждом отделении работает психолог, и это помогает в лечении. Конечно, оно не легкое. Но лечиться можно, и это сейчас реально. Для этого от человека по-прежнему требуются большое терпение, сила воли, дисциплина, настрой на успех и готовность потратить на борьбу с болезнью много времени. Но и мы, врачи, и наши пациенты получили сейчас небывалые возможности: бесплатно использовать самые современные препараты, методы диагностики и лечения, в том числе применять дорогостоящую таргетную терапию. Об этом позаботилось государство. И очень хочется обратиться к нашим гражданам: если вас что-то беспокоит в вашем самочувствии, не бойтесь, не теряйте драгоценное время, обратитесь к врачу. Ведь своевременное обращение в десятки раз увеличивает ваши шансы на излечение. И проходите бесплатные скрининги, которые предлагает наше здравоохранение. Ведь даже в самых развитых странах мира пока нет такого широкого, доступного и бесплатного спектра тестирования на онкологию, как у нас в Казахстане.