Госаудиторы – это особая каста чиновников. Они имеют доступ к самым секретным финансовым документам различных ведомств и полномочия заявлять о тех или иных финансовых нарушениях коллег. А где большие возможности, там и соблазны не меньше.
– Вопрос коррупции очень болезненный не только в системе госуправления, но особенно в проверяющих органах. Поскольку последние наиболее подвержены коррупциогенным рискам и все еще имеют прямой контакт с объектами контроля, – констатировал факт в ходе правчаса в парламенте министр финансов РК Бахыт Султанов.
Только за 9 месяцев этого года 6 аудиторов получили предупреждение о неполном служебном соответствии, еще троих “наградили” выговорами, а в прошлом году одного зампреда комитета даже уволили.
Тем не менее скандалы с участием казахстанских аудиторов не остались без внимания мировой общественности. Согласно отчету Бахыта Султанова, в Глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ Казахстан потерял 13 пунктов по направлению “Необоснованное расходование бюджетных средств”, 1 – по “Совершенству стандартов аудита и отчетности” и аж 24 по направлению “Расточительность государственных расходов”.
– Главными причинами снижения рейтинга, на наш взгляд, являются факты громких коррупционных задержаний, которые имели место в отношении органов аудита, и нескоординированность деятельности, – прокомментировал ситуацию министр финансов. Почему Казахстан отстает в Глобальном рейтинге конкурентноспособности
Он рассказал также о том, как его ведомство намерено бороться с мздоимцами среди ревизоров. Основные надежды Бахыт Султанов возлагает на новые технологии. Уже сейчас практически все проверки проходят в режиме камерального контроля. То есть личный контакт проверяющего и проверяемого фактически исключается.
Также вводится своеобразный контроль качества. После проверки объекту аудита приходит анкета, в которой он пишет о том, насколько профессионально и корректно работал аудитор. За 10 месяцев таким образом уже проверено 34 отчета аудиторов.
В целом же, если говорить о месте Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ, стоит отметить, что на этот рейтинг влияет множество факторов. И собственные “дорожные карты” по повышению места Казахстана в этом рейтинге есть у каждого министерства.
Если говорить о минфине, то это внедрение электронных форм отчетности, камеральный контроль, снижение количества проверок субъектов бизнеса.
Но здесь важна комплексная работа, ведь на место в рейтинге ВЭФ влияет в буквальном смысле все. Экономика всех стран в индексе классифицируется тремя стадиями развития: первая – ресурсо-ориентированная, вторая – эффективностно-ориентированная и третья стадия – инновационно-ориентированная. Плюс существуют переходные виды: от ресурсно-ориентированной к эффективностно-ориентированной и от эффективностно-ориентированной к инновационной.
Распределение стран по уровню эффективности экономики происходит по двум объективным показателям: валовый внутренний продукт на душу населения и доля ресурсов в экспорте страны.
Сейчас Казахстан находится в числе стран, переходящих от ресурсно-ориентированной экономики к эффективностно-ориентированной. По ВВП на душу населения наша страна с показателем в 7,5 тысячи долларов уже перешла в когорту эффективностно-ориентированных, но по показателю экспорта мы все еще среди ресурсно-ориентированных стран. По методике ВЭФ для того, чтобы экономика перестала быть ресурсно-ориентированной, надо чтобы доля экспорта сырьевых товаров в среднем за пятилетие не превышала 70 процентов. У нас же этот показатель составил 75 процентов. Но это лишь часть анализа. Где прогрессирует, а где "деградирует" Казахстан в глобальном рейтинге конкурентоспособности
Для определения степени конкурентоспособности экономик стран экспертами ВЭФ разработано 114 индикаторов, которые объединены в 12 групп, а эти группы в свою очередь составляют три субиндекса, такие как “Основные условия”, “Факторы эффективности” и “Факторы инноваций”, каждый из которых имеет свой вес при подсчете Глобального индекса страны.
Так, по субиндексу “Основные условия” вес, с которым страна входит в итоговый показатель, колеблется от 20 до 60 процентов, причем чем выше вес, тем ниже эффективность экономики. Казахстан вошел в этот субиндекс с весом 43,4 процента. Для перехода на эффективностно-ориентированный уровень необходимо было всего 40 процентов (превышение 3,4 процента).
Субиндекс “Факторы эффективности” имеет наибольшее влияние в итоговой оценке. На его долю при подсчете приходится от 35 до 50 процентов веса. Казахстан в 2017 году имеет 47,4 процента (недобор 2,6 процента). Для повышения рейтинга конкурентоспособности именно этот субиндекс для Казахстана вызывает наибольший оптимизм, т. к. его составляющие в последние годы достаточно высоки. А такие составляющие, как “Высшее образование и обучение”, “Технологическая подготовленность” и “Размер рынка”, по данным за 2017 год продемонстрировали рост.
И наконец по субиндексу “Факторы инноваций” с весом в итоговом индексе от 5 до 30 процентов Казахстан имеет 9,1 процента. Для перехода на стадию эффективностно-ориентированной экономики нам не хватило 0,9 процента. А для того чтобы страна могла претендовать на статус государства с инновационной экономикой, надо по данному индексу набрать минимум 30 процентов.
И оценку эксперты выставляют чаще не на основе статданных, а на базе субъективных оценок бизнесменов страны.
АСТАНА