Путешествие в Грузию в период пандемии: что надо знать казахстанцам - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Путешествие в Грузию в период пандемии: что надо знать казахстанцам

Путешествие в Грузию в период пандемии: что надо знать казахстанцам

В этом году выбор стран для отдыха казахстанцев невелик, но это лучше, чем ничего, как это было в 2020-м. Лететь в Россию всей семьей десятой дорогой – слишком накладно, в Азербайджан въезд закрыт, в Армении и Турции мы были, поэтому выбор пал на Грузию. Четыре года назад это был Тбилиси, а в этот раз – Батуми.

  • 11 Августа 2021
  • 1126
Фото - Caravan.kz

Итак, билеты куплены (на троих взрослых и одного ребенка туда и обратно они обошлись в среднем 600 тысяч тенге). Теперь нужно определиться с датой сдачи обязательного ПЦР-теста. По правилам Грузии, этот анализ обязаны сдавать даже дети, вне зависимости от возраста. Результаты теста действительны стандартные 72 часа, но они должны быть “свежими” на момент пересечения границы, поэтому если рейс вдруг задержат, а 72 часа уже истекут, то в самолет вас не пустят.

Уже давно выработалась отличная привычка – изучать правила въезда в страну для иностранцев. Это позволит не делать круглые от удивления глаза и не лепетать в аэропорту: “А мы не знали…”.

Перед поездкой в Грузию казахстанцам нужно заполнить специальную анкету − в ней помимо паспортных данных нужно указать и адрес проживания в этой стране.

Заполнив анкету и сделав скриншоты специальных кодов, которые пришли в качестве подтверждения на каждого члена семьи, мы отправились в аэропорт. У стойки регистрации – крики и возмущения. Ни один пассажир, улетающий в Грузию, не заполнил анкету. Воспользовавшись суматохой, пробиваюсь к стойке и подаю документы. На меня смотрят, как на что-то невероятное – я первая, кто заранее заполнил всё необходимое. Гнев пассажиров, которые судорожно пытаются вбить данные в анкеты с телефонов, теперь обрушивается на меня: “А почему вы знали, а мы – нет?”. Пробурчав в ответ, что Google знает всё, и забрав билеты, мы первые идем на паспортный контроль.

Можно “зайти” за водопад и сделать отличные фото
Можно “зайти” за водопад и сделать отличные фото

Полтора часа полета, и вот она – Грузия!

Первый же вопрос при выходе из аэропорта: “Мам, а можно мне потрогать пальму?” – вызывает умиление – дети из степей Мангистау до этого момента видели только искусственные пальмы на набережной. Нас встречает хозяйка дома, который мы арендовали на неделю. Во всех наших поездках мы никогда не снимаем апартаменты или номер в гостинице – только частные дома. В этот раз правилу не изменили – деревянный двухэтажный дом на окраине Батуми, похожий на теремок из сказки. Огромный сад, в котором растут банановые деревья, бамбук, кактусы с меня ростом, пальмы и множество цветов, названий которых я до сих пор не знаю. Есть и беседка с камином, в которой так уютно было сидеть вечерами, слушая шум дождя и попивая домашнее грузинское вино, – о чем еще можно было мечтать?

Батуми встретил нас пасмурной погодой – Нино (хозяйка дома) поспешила успокоить, что дожди в городе – это то, к чему нужно привыкнуть. Тропический ливень может через час смениться солнечной погодой.

Побросав чемоданы, мы отправляемся изучать окрестности – до моря идти минут 10 спокойным шагом. В воду дети бегут с восторженными криками – странно, Каспий почему-то такого восторга не вызывает… Но, не добежав до воды, возвращаются – по гальке идти непривычно и больно. К слову, все пляжи в Батуми – галечные. Песок есть за городом, к примеру, в поселке Уреки – это примерно в 50 километрах от Батуми. Песок здесь не простой, а магнитный. Он черный и очень горячий. Пляж в поселке, который находится в окружении соснового леса, сами грузины называют Магнетити и утверждают – аналогов такого песка нет больше нигде в мире. Он также считается лечебным, но, чтобы получить какой-то эффект, нужно лежать в нем по какой-то особой системе. Поэтому лечебные свойства песка мне проверить не удалось.

Кстати, Черное море в Батуми и окрестностях чистое, в отличие от той же Анапы, например.

− Когда-то здесь был Батумский нефтеперерабатывающий завод – до сих пор есть даже район с названием БНЗ. Пока он работал, в море было очень много мазута – вещи невозможно было отстирать. Хорошо, что сейчас его нет, − рассказывает таксист Георгий.

− У вас бензин привозной, литр почти доллар стоит. Если бы завод работал, может, бензин был бы дешевле?

− Нет, уж лучше мы потерпим дорогой бензин, но зато море будет чистое!

Отдых с детьми, конечно, не предполагает походов по музеям и историческим достопримечательностям. Поэтому главные места для посещений − это парки аттракционов, набережная, прогулки на катерах и яхтах, подъем на алфавитную башню, дельфинарий (кстати, только здесь я увидела дельфинов, танцующих ламбаду), аквапарк и прочие развлечения, коих в Батуми очень много – на любой вкус и кошелек.

Только в Батумском дельфинарии я впервые увидела дельфинов, танцующих ламбаду
Только в Батумском дельфинарии я впервые увидела дельфинов, танцующих ламбаду

Конечно, я не упустила возможности отправиться на экскурсию. Сразу оговорюсь, что все эти групповые показы достопримечательностей с большим количеством народа в душном автобусе – не для меня. Тем более трястись с пятилетним ребенком в автобусе по серпантину – то еще удовольствие. Поэтому я предпочитаю индивидуальные экскурсии либо совсем маленькими группами. Мне повезло – гид Федор набирал как раз всего несколько человек, и мы решили поехать всей семьей. Минивэн уверенно лавировал на бесконечных поворотах на пути к горе Самеба, а Федор рассказывал, как он счастливо жил в Тольятти, пока не приехал с женой на отдых в Батуми, влюбился в город и страну и решил остаться здесь навсегда.

На самой вершине Самебы – храм. Здесь же отличная смотровая площадка – весь Батуми как на ладони.

Следующий пункт – Национальный парк Мтирала. Это настоящие грузинские тропики, или “джунгли, только без обезьян” (как называл их младший сын). Еще на подъезде к парку можно почувствовать сильный запах эвкалипта. Эти деревья привезли и посадили уже давно. Дело в том, что раньше на территории, где сейчас расположен Батуми, было невозможно жить. Это были одни сплошные болота, здесь бушевала малярия – уносила сотни жизней. Люди селились ближе к горам. Потом ученые нашли решение. Эвкалипт еще называют насосом – он способен вытягивать большое количество воды из почвы, таким образом, болота исчезли, а с ними и малярийные комары. Впечатлений хватит на всех

Мы остановились у горной реки, которая питает водой весь Батуми, а затем отправились к переправе – это маленький вагончик, который двигается вручную с помощью колеса. Пройти по горным тропам предстояло чуть больше 6 километров. Пройдя с полкилометра, муж с младшим сыном развернулись. И это было самым правильным решением – идти по узкой тропинке, по скользким корням и камням (накануне прошел дождь) даже взрослому тяжело, а ребенку – опасно. Я с гидом и старшим сыном продолжила поход. Отступать уже, как говорится, было некуда.

Признаюсь − мне, выросшей в степях Мангышлака, такое горное путешествие далось с трудом. На первом же подъеме, который длился около получаса, я умоляла, как тот раненый боец, оставить меня здесь. Федор не торопил (вот она – еще одна прелесть экскурсии небольшой группой), но после его слов о том, что совсем недавно этот маршрут прошла 70-летняя пенсионерка из Израиля, решила − раз уж она прошла, то и я смогу. Путь под гору я шла уже бодрее. Федор восхищался невероятной красотой Национального парка, а я шла и мечтала только об отдыхе, думала, что нужно обязательно бросить курить (дыхалка здорово подвела), да и лавры израильской пенсионерки не давали мне покоя. Оценить все красоты я смогла только возле водопада, а затем и у озера.

Национальный парк Мтирала – это 1 050 оттенков зеленого
Национальный парк Мтирала – это 1 050 оттенков зеленого

Национальный парк Мтирала – это 1 050 оттенков зеленого, горы, нависающие над ними тяжелые тучи, обилие запахов и звуков. От этого величия хотелось плакать – я поняла, это стоило того, чтобы идти сюда, это было чудесно и незабываемо! Где еще, как не в этом, самом влажном месте Аджарии (район Грузии), можно увидеть реликтовый колхидский лес, самшитовую рощу, каштановые дома, которым несколько сотен лет, и еще массу редких растений, занесенных в Красную книгу.

Гора, вокруг которой и расположен парк, в переводе с грузинского означает “плачущая” − здесь постоянно идут дожди. В тот день синоптики тоже обещали ливень, но нам повезло – гидрометцентр Грузии ошибся.

Обратно шли всё время вниз, поэтому можно было спокойно наслаждаться всей этой красотой. Но и тут нельзя было терять бдительность. Я, засмотревшись, покатилась с горки, поскользнувшись на мокром корне дерева, набила огромный синяк и чуть не упала в пропасть. Осознав, что, оступившись еще раз, вниз лететь придется довольно долго, я стала наступать с осторожностью. Примерно через 3 часа мы вернулись к переправе – грязные, уставшие, голодные, но счастливые.

В таких бассейнах разводят форель на ферме вблизи Национального парка
В таких бассейнах разводят форель на ферме вблизи Национального парка

Гид рассказал, что есть еще один маршрут – для подготовленных он занимает целый день, но идти придется очень быстро. Можно заночевать в кемпинге у озера, есть в парке и гостевые дома.

По дороге из Национального парка можно купить мед − цены, кстати, такие же, как на рынке в городе. Пасеки расположены там же, в парке. Каштановый, ежевичный, дикий, царский, цитрусовый – какого меда тут только нет…

Еще примерно полчаса, и мы на форелевой ферме. Ее владельцы – одна большая семья: одни выращивают рыбу в специальных бассейнах и в пруду, другие готовят из нее, третьи развлекают национальными песнями и танцами. Здесь с разрешения владельца можно рыбу и покормить, и даже самому поймать ее.

В пруду можно покормить рыб
В пруду можно покормить рыб

Пришло время собираться домой. Перед полетом в Актау придется сдать ПЦР-тест, причем за время пребывания в Грузии его нужно сдавать дважды – через 3 дня после приезда и за 72 часа перед вылетом в Казахстан. Результаты лучше попросить в распечатанном виде – бумаги обязательно попросят в аэропорту, больше всего сотрудников аэропорта интересуют анализы, сданные на третий день.

За несдачу ПЦР-тестов грозит внушительный штраф – около 600 долларов. Сам тест стоит дороже, чем в Казахстане – в среднем около 11 тысяч тенге.

Вылетая из Актау, мы сглупили и купили всего 2 багажных места. Для Грузии этого мало. Но поняли мы это, когда пришли на местный рынок – чурчхела, пахлава, разнообразие орехов и сыров, вот уж где глаза разбежались. Уехать из Грузии и не приобрести сулугуни и имеретинский сыр – это просто преступление. Вино можно купить тут же, на рынке, а можно – в специализированных магазинах. Здесь нальют вино из бочек в пластиковые бутылки и дадут попробовать. Пришлось покупать еще 2 сумки, а в аэропорту регистрировать дополнительный багаж – это обошлось в несколько раз дороже, чем если бы мы купили его изначально.

Регистрация в аэропорту Батуми – очень долгий процесс, поэтому стоит приехать заранее. А всё потому, что билеты в этом международном аэропорту заполняют вручную. Я думала, что такого уже нигде нет.

Обратно мы летели в полупустом самолете. До свидания, Батуми! Это то место, куда хочется приезжать снова и снова.

АКТАУ