Шизофрения не лечится
Психические расстройства относятся к заболеваниям, о которых принято умалчивать. Если человек шел к психиатру, то на нем тут же ставили клеймо – “психически больной”! Алматинцы помнят, какие ассоциации во времена СССР вызывало одно лишь упоминание о психиатрическом диспансере, расположенном на улице Каблукова!
А как сейчас обстоят дела в этой деликатной области медицины? На наши вопросы отвечает главврач Центра психического здоровья в Алматы Куаныш АЛТЫНБЕКОВ.
– Много ли людей страдают психическими заболеваниями?
– По данным Всемирной организации здравоохранения, психические расстройства есть у каждого четвертого человека на планете. По прогнозам, к 2020 году депрессия станет второй причиной нетрудоспособности после патологий сердечно-сосудистой системы.
– Наиболее болезненный вопрос – это нехватка медицинских кадров?
– Дефицит кадров нашего центра составлял 50 процентов. Но в прошлом году после “ярмарки вакансий”, организованной медицинским университетом, мы повысили укомплектованность до 68 процентов. Большой проблемой остается отсутствие надбавок за психоэмоциональные нагрузки. За вредность врачи получают всего 3 894 тенге.
– Сколько людей в Алматы с психическими расстройствами и какое из заболеваний является наиболее опасным для окружающих?
– На учете – более 11 тысяч человек, имеющих алматинскую прописку. Но есть еще те, кто приехал в нашу страну на заработки или по другим причинам. Самое тяжелое среди психических заболеваний – шизофрения. Излечить ее невозможно: пациенты должны постоянно принимать поддерживающую терапию.
– Какие психические заболевания сегодня самые распространенные в Алматы?
– Заболевания невротического уровня, но они скрыты от официальной статистики. Пациенты с депрессивными расстройствами неохотно идут на прием.
– Сколько больных может принять центр?
– Пропускная способность приемного отделения – до 50 больных в сутки, в стационаре имеется 415 коек, диспансерное отделение для взрослых и детей рассчитано на 250 посещений в смену, в дневном стационаре – 100 мест.
Острое возбуждение
– В советское время психически больных людей принудительно помещали в диспансеры на лечение, а сейчас как?
– Только если больной находится в состоянии острого возбуждения, например, бросается на окружающих. Тогда госпитализируют в принудительном порядке. Он пройдет курс лечения, потом его выпишут под наблюдение участкового врача-психиатра.
– Раньше таких больных держали в стационарах по нескольку лет, ведь они представляют опасность для окружающих.
– Главное, занять пациентов чем-нибудь. Выход – создание дневных стационаров…
– Сколько в Алматы бригад скорой психиатрической помощи?
– Сейчас – три, но этого недостаточно.
– Для получения водительских прав надо предоставить справку, что не состоишь на учете. Психически больные подделывают справки, выписываются из одной области и прописываются в другой и так получают права и даже могут приобрести охотничье ружье.
– С прошлого года мы стали выдавать справки на получение водительских прав или для приобретения оружия только после осмотра у психиатра. Сейчас у нас есть два врача, они в обязательном порядке беседуют со всеми, кто приходит за ней. Все бланки – номерные, подписывая их, врач несет персональную ответственность за каждого человека.
– Говорят, к психиатрам стало обращаться больше молодых людей?
– Мы тесно сотрудничаем со студенческой поликлиникой, из нее в основном направляются молодые люди. У большинства – депрессия, вызванная стрессовыми ситуациями.
– Казахстан занимает одно из первых мест среди стран СНГ по количеству суицидов.
– С марта 2013-го создан аналитический центр суицидов. В каждой поликлинике Алматы есть психологи. Около 30 процентов суицидальных попыток совершено иногородними.
– Сколько процентов психически больных удается вылечить?
– Невротические формы при своевременном обращении можно излечить полностью. А процент снятия пациентов с динамического наблюдения сегодня – всего 1,2.