Проверено на себе: корреспондент "КАРАВАНА" проехался по платной дороге до Капшагая - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Проверено на себе: корреспондент "КАРАВАНА" проехался по платной дороге до Капшагая

Проверено на себе: корреспондент "КАРАВАНА" проехался по платной дороге до Капшагая

В выходные впервые в жизни ездил по платной дороге: возил семью на отдых на водохранилище Капшагай.

  • 17 Июля 2019
  • 1115
Фото - Caravan.kz

По новой бетонке я, разумеется, уже катался, но впервые платил за право проезда. Впечатление двоякое, троякое и даже пятиякое.

Первое – удобно. Честное слово, очень удобно. Дорога широкая, в три полосы. Ограничение скорости – 140 км/час. Где еще в стране найти такую волю? Она ровная как зеркало. Толкучки нет. Каждый может найти удобное место по своей манере езды. Иногда шина хлопает, попадая в технологическую щель полотна, но это мелочи.

Если бы между основными городами страны были подобные бетонки, можно было бы быть счастливым. Большая часть дорог Казахстана все-таки двухполосные. Поэтому любой маневр – это выезд на полосу встречного движения. С полным салоном пассажиров такие движения бывают страшными. А когда обгоняют автобусы – всё, туши свет.

Второе – постоянно ждешь подвоха справа. Оттуда зудит ощущение опасности. Через 20 минут я понял почему. На обочине идет неорганизованная торговля. Толкают всё – от персиков до скотины. Перед глазами тут же всплыли наши вокзалы, где торговцы мантами и жареной рыбой бегают за пассажирами поездов. Тут “перрон” тянется километрами. Стоящие у базарчика машины занимают крайнюю правую полосу, перекрывают движение. Бесстрашные люди.

Возникла мысль: а автобан настоящий? Нормальная скоростная трасса должны быть огорожена, чтобы пешеходы не могли попасть на проезжую часть. Здесь же забора нет в принципе. Неосторожный человек попадет под колеса, а виноват будет водитель. На большой скорости он не сможет ничего сделать. Предчувствие не обмануло.

Недалеко от поворота на Али на обочине патрульный автомобиль. Рядом полицейский, у его ног лежит мужчина. Что там произошло? Человеку стало плохо? Почему ему не оказывают помощь? Уже поздно?..

Третье – мешает реклама прокуратуры. Вот их типичный транспарант: “Сбавь скорость – тебя ждут дома. Прокуратура Алматинской области”. Но такие предупреждения бессмысленны. Их авторы, видимо, плохо учились в школе и не любили физику. Сейчас объясню почему.
Обращать внимание на билборд водитель начинает с 120–150 метров до него. Но вот прочитать может с расстояния 60–80 метров. С первого раза мне так и не удалось понять, что же там написано. Напрягся, когда вдалеке показался следующий. Ан, нет. Это меня задело: как так? Уже дома, посидев с карандашом, понял, почему так случилось.

Скорость чтения у взрослого – 100–200 слов в минуту. Только половину этого текста человек усваивает. На 8 слов надо 4 секунды. Немного? За это время при разрешенных 120 км/час автомобиль пролетает 132 метра. У водителя со средними способностями даже шанса нет прочитать, что там ему желают! Более того, половину написанного он не поймет.

Кстати, именно поэтому в ПДД есть четко ограниченный набор пиктограмм, которые вбивают в мозг курсантов автошкол. Рисуночки заменяют большой объем текста. По этой же причине есть требования о максимальном количестве дорожных знаков на километр трассы. Если будет больше, мозг человека моментально устает и отказывается воспринимать информацию.

Четвертое – безопасности нет в принципе. Обычное расстояние, с которого можно увидеть пешехода на дороге и понять, что тот может попасть под колеса – 60–100 метров. Остановочный путь автомобиля, когда он несется на скорости 120 км/час – 121 метр. Сначала водителю надо принять решение об остановке – 0,5 секунды. Потом перенести ногу с педали газа на тормоз – еще 0,5 секунды. И 0,4 секунды – передача усилия системы на колеса. За эти 1,4 секунды машина проезжает 46 метров. Плюс тормозной путь – 94 метра. То есть остановить автомобиль в лучшем случае можно через 130 метров. Это если он оснащен антиблокировочной системой, его шины не изношены, на идеально сухом покрытии и нет попутного транспорта. Во всех других случаях тормозной путь будет длиннее, машину вынесет на другую полосу, может случиться ДТП.

Если строить автобан – надо в принципе исключать возможность появления на нем человека. Его надо огораживать. На этой магистрали заборов никаких нет. Люди и скот могут спокойно ходить, где им угодно.

Пятое – развлечения стоят денег. Когда дорогу только строили, в министерстве транспорта и коммуникаций звучала цифра 25 тысяч автомобилей в сутки – нагрузка на участок Алматы – Капшагай. Это самый загруженный хайвей в стране. Самый первый автобан в Казахстане Астана – Щучинск пропускает в два раза меньше – в пиковые дни 12 тысяч машин в сутки. То есть, по замыслу минтранса, деньги за проезд будут собирать на участках, которых никак не объедешь. Лазейки будет закрывать полиция. Это главное, ведь за автобан НК “КазАвтоЖол” заплатила миллиарды. Деньги надо отбивать. А вот с этим у него как раз проблемы.

За проезд я заплатил через мобильное приложение. Туда проехал спокойно. На обратном пути на воротах образовался затор. Люди начали волноваться, и работники попросту подняли шлагбаумы на всех 12 арках и пропустили поток. Потом я проверил свой счет – с него все-таки сняли 200 тенге. По 100 тенге в один конец. Тогда возникают вопросы: “Почему возник затор, если система способна работать в режиме онлайн? Какой смысл задерживать людей?”

Платные услуги должны быть удобны. Что-то в этой системе работает не так, как надо, именно на самом важном этапе – во время получения денег от клиентов. Это уже повод проверить, всё ли нормально в бухгалтерии национальной компании. Обычно такие “затыки” создаются намеренно, чтобы оправдать потерю денег. Или их кражу?

Сейчас дорога Астана – Боровое окупает себя сама. Она собирает дани больше миллиарда тенге в год. Дорога на Капшагай должна собирать минимум 2,5 миллиарда. По планам “КазАвтоЖола” платные участки будут введены еще минимум в шести местах – Актобе – Уральск, Астана – Темиртау, Астана – Павлодар, Астана – Петропавловск, плюс по паре-тройке на участках дороги Западная Европа – Западный Китай. Всего сборы составят не менее 5 миллиардов. живых тенге в год. Половина без чеков. Соблазн большой.

Алматы
adil.urmanov@yandex.ru