Столько денег для создания мест для отдыха жителей и гостей города в Костанае раньше из бюджета никогда не выделялось. Общая сумма исчисляется несколькими миллиардами тенге. Эти деньги вкладывались на протяжении 8 лет. “КАРАВАН” своими глазами решил увидеть новые места для отдыха и уже со стажем, чтобы понять: для народа ли они?
Семь верст и разочарование
Первой в городе появилась центральная набережная “Шагала”, второй – набережная и парк 25-летия Независимости в микрорайоне КЖБИ. Затем власти взялись за облагораживание двух берегов реки Тобол с левой стороны Большого моста, после – за обустройство парка отдыха “Керуен” в новом микрорайоне “Аэропорт” вокруг искусственного пруда. Но апогеем и самым масштабным проектом стала реконструкция Притобольского парка в триатлон-парк, которую начали в прошлом году и продолжат в этом и следующем.
Сказано – сделано. Первыми в списке значились набережные, расположенные по обе стороны Большого моста, и Притобольский парк, они находятся недалеко друг от друга. Маршрут я отлично знала, но решила заглянуть в приложение “Яндекс. Карты”, чтобы узнать расстояние. От моего северного микрорайона до южного – всего лишь 10 километров. Личного автотранспорта нет, а цена поездки на такси кусалась: в одну сторону просили 1,5 тысячи тенге. Решено: использую бюджетный вариант, поеду в район набережной на автобусе за 80 тенге. Кстати, в городе нет ни одного автобуса, который бы заезжал к набережной и в частный сектор, расположенный рядом. Получается, что удобно гулять по “Шагале” или в триатлон-парке пока только тем, у кого есть личное авто или кто живет рядом. А жителям остальных частей города, не имеющим машины, придется ехать почти до центра города, а потом идти пешком 3 квартала.
От моей остановки до Тобола – почти 5 кварталов, решила махнуть пешком: на улице всего плюс 25 градусов. После 30-минутной поездки в душном автобусе еще 20 минут пешком были в радость. Легкий ветерок обдувал, да и от солнца можно было спрятаться, идя по теневой стороне улицы.
Первым делом решила посмотреть новую набережную слева от моста, которую начали благоустраивать пару лет назад.
Конечно, масштаб впечатлил, если сравнить с тем, что еще лет 5 назад на одном склоне ютились старые обшарпанные домишки с огородами, спускавшимися к самой воде. А с другой – берег оброс кустарниками и камышом, на нем был дикий пляж. Теперь здесь все дорожки “одеты” в брусчатку, установлены скамейки, сделаны лестницы, ведущие ближе к воде, смотровые площадки. О таком город раньше мог только мечтать. Но первое восторженное впечатление издалека испортила провалившаяся местами брусчатка, отвалившаяся плитка на ступенях и смотровой площадке. А ведь их делали в прошлом году. Чуть дальше и вовсе рабочие убирали провалившуюся брусчатку на большой территории. Устраняли недоделки прошлого сезона. А дальше вовсю работала техника, которая готовила площадку для продолжения набережной.
Пара минут на скамейке под палящим солнцем – и в путь, на набережную “Шагала”, справа от моста, которую 8 лет назад облагородили. Тогда городскому бюджету это обошлось в 348 миллионов тенге. Здесь укрепили берег, выложили брусчатку, сделали несколько смотровых площадок со спуском к воде, установили скамейки, освещение и малые архитектурные формы. Первые пару лет горожане с удовольствием приходили на “Шагалу”, привозили своих гостей, гуляли, фотографировались. Но с каждым годом всё чаще и больше стали проявляться недоделки строителей и экономия на качественном стройматериале.
О том, что набережная представляет опасность, горожане стали говорить в начале мая, местные СМИ наглядно показали власти реальное положение дел.
Провалившаяся брусчатка, сломанные архитектурные формы и фонари. Но больше всего беспокоила гранитная плитка, которой были облицованы смотровые площадки и лестницы, ведущие к воде. Она просто отваливалась одна за другой, к счастью, никому на голову не упала. Получается, что застройщик сэкономил, а подрядчик, следящий за набережной, недосмотрел.
Пресс-служба акимата Костаная горожан успокоила, что текущие работы на набережной ведутся, а для проведения ремонта начали составлять проектно-сметную документацию. “КАРАВАНУ” пресс-секретарь акима Костаная Самат ЖАНДИЛЬДИН пояснил, что по договору содержанием набережной “Шагала” занимается ТОО “Жаңа өмір”. Подрядчик провел сбор мусора, обломков штукатурки и облицовочной плитки. Сейчас территория поддерживается, проводится очистка пешеходных дорожек. А проведение текущего ремонта договором оказания услуг не предусмотрено.
Ну что же, посмотрим, как сейчас обстоят дела. Перед входом на набережную под арками расположилось несколько ларьков, где можно было купить мороженое и напитки. На “Шагале” суетился народ: одни гуляли и фотографировались, другие – работали. Для безопасности горожан подрядчик все-таки снял всю облицовочную плитку со смотровых площадок. Убрал и несколько сильно разрушенных малых форм, чтобы не портили внешний вид. Рабочие выгребали землю из клумб, видимо, чтобы заменить ее на более плодородную. Вокруг брусчатка, металл – и ни одного дерева.
Тени нет. Но деревья на набережной изначально не высаживали, потому что здесь из-под земли часто вытекает вода и размывает корни, а часть газона превращается в мокрое болото.
Несмотря на 8 лет, прошедших с момента открытия, с развлечениями и занятиями здесь совсем негусто: пешие прогулки, фотографирование с малыми формами и катание на катамаране. Бизнес сюда не спешит. Отдохнуть можно на скамейках, правда, все они на солнцепеке. Если только вечером сюда приходить, а после сумерек возвращаться в темноте… Фонари здесь есть, но не работают из-за порвавшейся электролинии. Еще один большой минус “Шагалы” – это отсутствие туалетов, поэтому с детьми здесь долго не погуляешь. Что же, погуляю в новом парке. Но вскоре брусчатка закончилась, и до триатлон-парка петляла по прибрежной натоптанной тропе. Минут 10 в пути, и я на месте.
Самое большое достижение или провал?
Так сейчас в народе говорят о новом триатлон-парке, который начинается практически сразу за городским пляжем. Здесь в советские годы располагался Притобольский парк, где работала детская железная дорога и были другие развлечения. Понятно, что с приходом 90-х всё это кануло в Лету. В некоторых местах парк стал просто непроходимой чащей. Несмотря на все сложности и пандемию, в мае 2020 года здесь начались масштабные работы. Предстояло привести в порядок территорию более 40 гектаров. Сегодня таким размахом рекреационной площади могут гордиться только несколько городов страны. Кстати, в прошлом году для акима города Кайрата Ахметова и его команды парк стал и вовсе чуть ли не площадкой для ежедневных совещаний. Оно и понятно: проект реализовался по государственной программе “Дорожная карта занятости – 2020”. А цена вопроса – 1,1 миллиарда бюджетных тенге. И это только первая часть масштабного проекта, остальные 4 очереди запланированы на ближайшие пару лет. "Строят из пенопласта и штукатурки": сколько миллиардов тенге тратит акимат Туркестана на застройку города
По долгосрочному проекту предполагается обустройство набережной зоны на центральном пляже, строительство административных зданий, прокладка инженерных коммуникаций и установка аттракционов.
В прошлом году начата разработка ПСД по реконструкции и возведению административных зданий в Притобольском парке. Пре-дусмотрена также реконструкция спасательной станции и самой пляжной зоны. Вдоль реки Тобол будут установлены пирсы и специальная площадка для занятий триатлоном. В общем, то ли еще будет.
А чем сейчас может похвастаться парк, в который уже вложили миллиард? Понятно, что он сейчас еще в процессе. Но, если честно, за 40 минут хождения по нему впечатлили только масштаб зоны отдыха и количество уложенной брусчатки, которая в отличие от набережной не поплыла после зимы. Удивили белые дорожки, расположенные по диагонали парка, как оказалось, из гравия, ходить по ним приятно. Но либо камней насыпали слишком много, либо бортики сделали слишком низкими, но там, где часто люди хотят, гравий лежит уже на газонах. Кстати, с последним ситуация тоже не очень. В одних местах густо, в других – пусто, и только сорняки дружно пробились через насыпанный грунт.
К плюсам можно было отнести и пешеходные дорожки, которые проложили между массивными тополями, но не получится. Кроны деревьев обрезали так, что от них остались голые стволы высотой 3–4 метра. Конечно, на них уже пробились новые боковые отростки, но потребуется еще несколько лет, чтобы от них была полноценная тень. Понятно, что главная беда тополей – это пух, но он летит всего неделю, а тень от ветвей с листьями была бы с весны до глубокой осени.
Не продумали проектировщики и расположение игровых и спортивных площадок для детей. Их сделали на полностью открытых участках. И хочется спросить: пробовали ли они заниматься на металлических турниках, которые расположены на солнцепеке и сильно от этого нагреваются? Когда же детям на них заниматься?
Больше повезло трем столам для настольного тенниса, которые во время одного из визитов в парк глава области Архимед Мухамбетов назвал антивандальными. Они сделаны из камня, поэтому повредить или унести их невозможно. Рядом с ними есть деревья и тень. Много вопросов у костанайцев и у меня вызвали 7 огромных конструкций из деревянных брусьев. Но, как оказалось, по задумке проектировщиков, здесь должен был быть веревочный парк, но почему-то обещанные еще в прошлом году веревки так и не прицепили. Огорчили и урны: видимо, тоже антивандальные. Они неподъемные, сделаны из камня, каждая килограммов под 50. И, похоже, уборщикам приходится выгребать их содержимое руками.
От нагретой брусчатки воздух все жарче и суше, поэтому иду в середину парка, где есть деревья. Здесь в тени уложены асфальтовая и тартановая дорожки.
Одна – для велосипедистов, другая – для бегунов. Сделано всё хорошо, захотелось пробежать пару кругов. Но долгое хождение по дорожкам на солнцепеке не оставило сил. Очень хотелось пить, но, как назло, купить воды в парке оказалось негде. Как обещают в акимате, всё будет, надо только подождать.
Кстати, в этом году начнется вторая часть реконструкции и строительства, и, как отметили в отделе ЖКХ Костаная, сейчас проект находится на госэкспертизе. Подрядчику предстоит благоустроить набережную вдоль триатлон-парка. Укрепить берег, сделать пирсы, смотровые площадки. Ведь, по задумке, парк предназначен как для отдыха, так и для занятий триатлоном, поэтому должно быть и достойное место для плавания. Сказать, что работы много, – это ничего не сказать. Ее огромное количество, как и объема средств, которые будут вложены. Но хотелось бы, чтобы и качество ее выполнения было на высоком уровне. И всё делалось для удобства и отдыха людей, а не ради отчета.
Вместо послесловия
А что в итоге? Три объекта пройдено. Обойти весь триатлон-парк уже не хватило сил. Предстояла обратная дорога: еще почти 40 минут пешком до остановки. Отдыха не получилось. Просто потеря времени. И это я ходила одна – а если бы с детьми? И думать об этом не хочется.
КОСТАНАЙ