Как все начиналось
Идея этого проекта появилась в прошлом году. Генеральный прокурор РК Жакип АСАНОВ поручил создать рабочую группу, перед которой поставил цель – кардинально изменить подходы в работе по профилактике семейного насилия, максимально снизить уровень правонарушений. Этой весной госсекретарь, глава Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Казахстана Гульшара АБДИКАЛИКОВА своим протокольным решением дала ему официальный старт. Апробацию поручили Генпрокуратуре вместе с акиматом Южно-Казахстанской области. К участию пригласили НПО, адвокатов, медиаторов, совет аксакалов, другие заинтересованные госорганы. Возглавила группу старший помощник генпрокурора по особым поручениям полковник юстиции Салтанат ТУРСЫНБЕКОВА, имеющая опыт руководства кадровыми службами Верховного суда и высшего надзорного органа, также стоявшая у истоков создания академии правоохранительных органов.
Без исполнения
– Проанализировав ситуацию, изучив действующие нормативно-правовые акты (НПА), отечественную и зарубежную практику, мы выяснили, что есть страны, где проблему с семейным насилием не выносят на национальный уровень, но там активно работают социальные структуры, органы образования, полиция, НПО, – рассказывает Салтанат Турсынбекова. – У нас же, наоборот, есть множество стратегических, программных документов – “Стратегия “Казахстан-2050”, “План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ”, “Нурлы жол”, Концепция семейной и гендерной политики в РК до 2030 года и т. д., но нет реального претворения в жизнь программы борьбы с насилием.
Концепция и “дорожная карта” проекта состоят из трех частей – это профилактика бытового насилия, меры воздействия по уже происшедшим случаям, реабилитация и ресоциализация пострадавших. Первый пункт делится на две составляющие – как должны предотвращать насилие госорганы и общественные организации. Также расписаны ответственные ведомства, ожидаемые результаты и сроки выполнения мероприятий.
Системные недоработки
Рабочая группа, в которую вошли представители министерств и ведомств, 5 июня начала работу в Сарыагашском районе ЮКО, а через месяц переместилась в Абайский район города Шымкента. По словам Салтанат Турсынбековой, этот регион был выбран не случайно, здесь самая большая по численности населения область и особый менталитет людей, поэтому многие факты насилия умалчиваются и не выносятся за пределы семьи.
Глава группы рассказала о выявленных системных проблемах:
– Это неусовершенствованные НПА, отсутствие в стратегических планах центральных госорганов и программах развития регионов индикаторов, оценивающих эффективность деятельности по профилактике бытового насилия, – рассказывает старший помощник генпрокурора по особым поручениям. – Нет нормального механизма финансирования профилактики. Сегодняшняя система учета правонарушений не отражает объективной ситуации с бытовым насилием – подавляющее большинство случаев насилия латентны. Также нет взаимодействия госорганов и общественных организаций, никто не координирует эту работу. Законодательно не прописаны полномочия многих министерств по профилактике бытового насилия. Это касается минздрава, минсоцзащиты и минобразования. А Генпрокуратура, минюст, минкультуры, мининформации и миннацэкономики вообще не являются субъектами профилактики. Без насилия в семье
Хромая статистика
По словам Салтанат Турсынбековой, нынешняя система учета не отражает полной картины проблемы. Например, в Сарыагашском районе за несколько месяцев этого года зафиксировано всего два случая бытового насилия. Остальные банально не учтены. Оказалось, что факт фиксируется, только если дело окончено. Но множество пострадавших женщин пишут отказные. Получается, что факт вроде и был, но он не попал в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), позже эта папка списывается в номенклатурные дела. Но это не говорит о том, что проблема в семье решена, ведь меры не приняты. Получается, что реальная ситуация намного хуже.
В связи с этим был разработан проект совместного с МВД приказа, где пошагово расписан новый формат учета правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Бесполезные вытрезвители
– Каждое второе преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения, – продолжает Салтанат Турсынбекова. – Что даст помещение пьяного дебошира в этот центр временной адаптации и детоксикации всего на несколько часов? Выйдя, он отправится к своей жене, которая и “закрыла” его в клетку, – вы представляете, что совершит этот озлобленный муж? Кстати, и там искажается статистика: личности некоторых пациентов просто не могут установить. Принимают туда только в состоянии средней степени опьянения, в состоянии легкой – отпускают домой, тяжелой – госпитализируют. От такого разового лечения семье не легче, наоборот, медвежья услуга: алкоголик понимает, что ему есть где отоспаться, поэтому у него нет мотива для излечения. К тому же там практически без дела сидят десятки и сотни врачей-наркологов и медсестер. На них государство ежегодно выделяет 5 миллиардов тенге.
Рабочая группа совместно с минздравом уже обсуждала вопрос о ликвидации системы вытрезвителей и о внедрении сети так называемых эффективных центров социально-психологической реабилитации. С помощью инструмента государственно-частного партнерства (ГЧП).
Что уже сделано
В рамках проекта во всех 14 районах ЮКО и городе Шымкенте открыли службы социально-психологического сопровождения населения. В областном центре открыли первый и единственный кризисный центр по работе с жертвами бытового насилия, где работают психологи, медик, соцработники, юрист, консультанты по соцработе, организатор культурно-массовых мероприятий. На базе одного вытрезвителя был создан центр медико-психологической реабилитации.
– За три месяца работы группы в регионе было проведено более 2 тысяч мероприятий, – рассказывает старший помощник генпрокурора по особым поручениям. – Между местной полицейской службой и областным филиалом Национальной палаты “Атамекен” заключен меморандум о трудоустройстве находящихся на учете в полиции людей. Во всех отделах полиции были созданы группы по расследованию преступлений против личности. Мы провели множество тренингов для молодежи, акцию “Социальное бюро”, целью которой было выявление случаев насилия. Разработали механизм работы акима села с жителями и активом – директором школы, аксакалами, имамом, врачом или фельдшером. Главного имама ЮКО попросили открыть в мечетях комнаты по приему граждан, где любой человек может задать вопросы, рассказать о трудностях и проблемах и получить ответ. Также мы попросили имамов в своих проповедях и при проведении ими различных обрядов (бракосочетание, разрезание пут малышу, похороны, рождение детей) больше рассказывать о семье, ответственности и нравственности. Пострадавших казахстанок насилуют дважды
Подготовлены документы для открытия в ЮКО управления по делам семьи, которые были переданы акиму области Жансеиту ТУЙМЕБАЕВУ для принятия решения. Глава региона, по словам Салтанат Турсынбековой, имеет право один раз в год реорганизовывать свой областной актив и создавать новые управления. Структура должна взять на свой баланс некоторые функции органов соцзащиты, здравоохранения, образования, молодежной политики, комиссии по делам женщин и детей, рагсов. Впоследствии они могут стать фундаментом будущего одноименного министерства.
Полковник юстиции рассказала, что уже подготовлен проект концепции нового закона о бытовом насилии. В течение нескольких месяцев эти предложения будут внесены в рабочую группу по разработке законопроекта по вопросам семьи.
Проект “Казахстан без насилия в семье” будет работать до конца года, а 18 февраля 2018 года отчет о его результатах будет заслушан в Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Казахстана.
Алматы