Приключения QazVac: признанную ВОЗ казахстанскую вакцину от коронавируса не хотят производить в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Приключения QazVac: признанную ВОЗ казахстанскую вакцину от коронавируса не хотят производить в Казахстане

Приключения QazVac: признанную ВОЗ казахстанскую вакцину от коронавируса не хотят производить в Казахстане

Казахстанские ученые разработали вакцину от коронавируса, которую признали в ВОЗ, но фармбизнесмены почему-то не встают в очередь в надежде получить возможность заняться производством.

  • 11 Мая 2021
  • 12346
Фото - Caravan.kz

Далеко не каждая страна в мире может гордиться тем, что сумела разработать собственную вакцину от коронавируса. Так исторически сложилось, что у нас в Казахстане существовала мощная научная база, которая занималась вопросами биологической безопасности. Территория страны достаточно сложна в эпидемиологическом плане, поэтому разработки против инфекционных угроз велись более полусотни лет! На базе институтов хранились уникальные коллекции вирусов, бактерий, а ученые всегда держали руку на пульсе и работали в закрытых учреждениях над сложными проектами, о которых обычные люди, как правило, ничего не знали. Но приход коронавируса многое изменил.

Отечественные биотехнологи вышли из тени. И стали работать на передовой.

Многие граждане были настолько ошарашены тем, что мы, оказывается, можем тягаться по научному потенциалу с крупнейшими мировыми державами, что еще долгое время не могли сдержать скептицизма. На ученых шла настоящая информационная атака из смеси недоверия, шуток, огульной критики. Но им было некогда сетовать на такую реакцию общества. Стояла задача – создать эффективную вакцину в кратчайшие сроки. И хотя наши ученые приступили к работе намного позже, чем многие коллеги в других странах, им удалось нагнать упущенное время и выдать результат.

“В марте 2020 года в Казахстане был зарегистрирован первый заболевший коронавирусом. 23 марта у заболевших взяты патологические материалы. Из материалов был выделен вирус, идентифицированный как COVID-19, изучены его биологические свойства. Казахстанскими учеными началась разработка вакцины сразу же. 9 мая ученые разработали вакцину “QazVac” (“QazCovid-in”). Вакцина была изготовлена по безопасной технологии из убитого вируса с добавлением иммуностимулятора. 15 мая ВОЗ зарегистрировала ее в качестве кандидатной вакцины” – это историческая справка из Telegram-канала МВК по нераспространению коронавируса. Прошел ровно год. И на днях уже началась массовая вакцинация населения отечественным препаратом. К слову, сами ученые, которые разработали вакцину, из Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности МОН РК привились своей вакциной еще в июле. Тогда в интервью мне разработчики сказали так: если мы сами не привьемся, граждане нам не поверят. Поэтому каждая победа ученых, прохождение этапов исследований – это был бой не только с коронавирусом, но и со скептицизмом общества.

Ученым приходилось работать в режиме нон-стоп. Они практически жили в стенах института. Но смогли выдать вакцину в экстремально сжатые сроки. Какова же ситуация теперь?

Вакцина готова, следующий этап – промышленное массовое производство. Но, как оказалось, здесь всё не так просто.

“Турецкий гамбит”?

Российскую вакцину “Спутник V” быстренько пристроили на карагандинский завод. В считаные дни были решены все бюрократические вопросы, которые, как правило, всегда замедляют любую реализацию. А ведь это договоренности между разными государствами – всё не так просто. Но слаженная и очень оперативная работа позволила начать массовую вакцинацию в марте. Вот только почему-то с производством отечественной вакцины мы таких же ускорений не наблюдаем. Как выяснилось, институт, который создал вакцину, подписал все необходимые договоры и прошел процедуры с “СК-Фармацией”, теперь обязуется выпустить определенное количество вакцины, но производственной базы для такого объема до сих пор не найдено. При этом в СМИ стала появляться разная информация. Так, несколько недель назад речь шла о производстве казахстанской вакцины в Турции. Однако, кроме куцего сообщения о планах, дальше тема не раскрывалась. Мы решили уточнить этот момент. Граждан удивил такой поворот дела: почему не в стране?

Но на официальный запрос министерство здравоохранения предпочло на эту тему отмолчаться. Тогда мы решили проверить турецкие информационные источники. Возможно, там нам расскажут о планах родного министерства больше.

Так, на информационном портале aa.com.tr сказано, что “казахстанская вакцина будет расфасовываться в Турции. Казахстанские ученые сделали вакцину для внутримышечного введения с повторной вакцинацией через 21 день. Данная вакцина не нуждается в специальной технологии холодного хранения при транспортировке”. Также сообщается, что переговоры были проведены казахстанской стороной с турецкой компанией “Atabay”. Это довольно известная фармкомпания в Турции с многолетней историей, она производит лекарства, а также ведет собственные исследования. Среди направлений: антивирусные препараты, биотехнологическая продукция и лекарства для онкобольных.

Потенциальный производитель – достойный, но возникает много резонных вопросов.

Вакцина непростая, это инактивированный вирус. Работа с ним требует определенного уровня. Плюс транспортировка, пусть и убитого, обезвреженного вируса, вызывает некоторые сомнения. Во сколько обойдется это казахстанской стороне?

Необходимо ли будет запускать отдельную линию производства в турецкой компании и сколько всё это будет стоить? Мы направили официальный запрос потенциальному турецкому производителю. Но ответ пока не получили. Между тем в турецком СМИ sondakika.com сообщалось, что “21 апреля закончится последняя стадия испытаний вакцины, планируется произвести 500 тысяч доз в Турции”. Но после этих обсуждений и в самой Турции, и в Казахстане о планах совместного производства замолчали. Мы связались с разработчиками вакцины, чтобы узнать, что происходит с производственным процессом?

Базы для производства нет?

Заместитель генерального директора по науке НИИ проблем биологической безопасности Ергали АБДУРАИМОВ:

– В рамках договора мы до сентября месяца должны произвести 2 миллиона доз. По нарастающей: первые месяцы – по 50 тысяч доз, далее – до 500 тысяч в месяц. Есть некоторые вопросы, которые требуют еще решения. У нас есть возможность производства внутри института, но это все-таки мелкосерийное производство. У нас есть линейки для производства, мы до этого выпускали вакцины – например, вакцину от гриппа. У нас 40-летний опыт в этом плане. Наши вакцины были проверены в лабораториях других стран, они зарегистрированы. Ученых хватает, можем справиться своими силами. Но нужна база для масштабного производства.

Сейчас речь идет не о производстве, а о конечном розливе, сама вакцина готова. Нужно производить 500 тысяч в месяц – это, конечно, много. Нужна база с определенным оборудованием и опытом работы.

Было заявлено, что такая площадка может быть в Турции. Мы это не решаем, это компетенция министерства здравоохранения. Пока же сами находимся в некой неопределенности. Конечно, в случае производства вакцины в Турции возникает вопрос транспортировки, плюс на это потребуются немалые деньги. Нашу вакцину нельзя замораживать. Ее необходимо везти при температуре плюс 2–8 градусов. Турция – это все-таки не ближний свет, придется транспортировать вакцину самолетом. В багажном отсеке, как известно, на определенной высоте очень низкие температуры. Всё замерзнет. Поэтому сейчас больше вопросов, чем ответов. Говорить, что вакцина будет произведена в Турции, пока не приходится. Было бы хорошо, если бы нашлась производственная база внутри страны. “Ковид-мутанты”: в чем опасность мутаций коронавируса и как это влияет на вакцины

– Скажите, а что с заводом, который строится специально для производства вакцины от коронавируса, он ведь прямо рядом с вашим НИИ?

– Да, завод для производства вакцины от коронавируса строится рядом с НИИ, но он еще не завершен. Само помещение готово, часть оборудования устанавливается, сейчас ждут оборудование по линии розлива, оно изготавливается под заказ. По словам генподрядчика, оборудование заказано, скоро должно прийти. Но потом потребуются инсталляция, запуск, валидация, проверка на правильную работоспособность. Потом необходимо получить международный сертификат. Всё это займет время. А его у нас нет. Производить вакцину надо сейчас.

– А карагандинский завод, который производит “Спутник V”, может взяться и за вашу вакцину?

– Надо понимать, что карагандинский завод тоже ограничен по мощностям. Потом они отказались разливать нашу вакцину. Поймите, это не хлебопекарня, а производство вакцины. Там сложный процесс. Одна партия произведена, необходимо всё промыть, прочистить, опять валидировать оборудование – проверить на точность. А у нас нет возможности ждать, контракт подписан, и мы должны исполнить его условия. Мы готовы сделать вакцину, но нужна база для массового производства. Нам нужна автоматизированная линия розлива.

– Но у нас много крупных фармкомпаний, почему так сложно найти площадку?

– К сожалению, такой базы мы пока не видим. Те компании, которые изначально были в списке предполагаемых партнеров, отказались. Это крупные фармкомпании, но у них нет оборудования, специальных условий производства. Это асептика – условно, там воздух должен быть чище, чем в операционной. В качестве предполагаемой площадки рассматривалась казахстанская компания “Антиген”. Возможно, что они смогут взяться за это, у них есть опыт работы, соответствующие площади. Но им нужно переоборудовать площадку и получить разрешение минздрава. А пока будем на своей базе мелкими партиями выпускать – это непросто, мы работаем практически в полумеханическом формате. Это потребует больших трудозатрат. И времени, которого нет. Стране нужны вакцины.

АЛМАТЫ