"Преподаватели работают по учебникам, напичканным советскими и постсоветскими мифами": в Казахстане требуют снова "переписать" историю - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Преподаватели работают по учебникам, напичканным советскими и постсоветскими мифами": в Казахстане требуют снова "переписать" историю

"Преподаватели работают по учебникам, напичканным советскими и постсоветскими мифами": в Казахстане требуют снова "переписать" историю

“Используются учебники, где можно увидеть множество разночтений. Я сам читал некоторые и удивляюсь их низкому качеству. Исторические события и факты должны доводиться до учащихся без искажения”, – сказал Касым-Жомарт ТОКАЕВ на недавнем расширенном заседании правительства и поручил внедрить единый стандарт школьных учебников.

  • 24 Февраля 2021
  • 20554
Фото - Caravan.kz

Попытка номер три

Этот наболевший вопрос глава государства поднимал и в прошлом году на заседании Национального совета общественного доверия.

– От качества учебников зависит качество образования, соответственно, для МОН приоритетной задачей должно стать повышение требований к научно-практической экспертизе и их апробации. Поручаю на законодательном уровне закрепить ответственность разработчиков за качество учебников, – поручил тогда Токаев.

Известный историк Жаксылык САБИТОВ считает, что низкопробные пособия – лишь вершина айсберга:

– Проблема появилась не вчера. Наши учебники разработаны на основе Госстандарта, который опирается на академическую историю Казахстана, написанную еще в 70–80 годах прошлого века как история КазССР и частично пересмотренную в 90-х годах прошлого века. В 2010 году издали последний, пятый том, посвященный независимости.

Колоссальный объем научного материала, собранный за годы суверенитета, не попадает в учебники по той причине, что не совпадает или прямо противоречит академической истории. Поэтому мы должны написать новую историю, тогда поменяется Госстандарт и их содержание.

Такие попытки, по информации ученого, уже предпринимались, причем дважды, в 2010-х годах:

– В первый раз дело закончилось коррупционным скандалом, когда за пять лет “съели” более 200 миллионов тенге, но ничего не издали. Во втором случае издали, но только половину томов, причем проект был остановлен по “политическим причинам”.

Всех собак – на джунгаров

Среди проблем Сабитов выделяет отсутствие актуализированных научных данных. Причем большая часть его претензий касается изложения средневековой истории в школьных учебниках.

– Так, в академической истории написано, что Жанибек и Керей ханы в 1450-х годах откочевали из ханства Абулхаира в Могулистан. Наш кандас из Китая Нурлан Кенжеахмет (сейчас он является приглашенным профессором в Гарварде) открыл, что первое упоминание Жанибека и Керея относится к 1447 году, когда они жили в городе на реке Или, – рассказывает историк.

Дальше – больше. В школьных учебниках встречаются откровенно антинаучные вещи, констатирует ученый:

– Преподается, что предшественником Казахского ханства была Ак Орда! Но Ак Орда – это резиденция, а не государство. Это то же самое, что называть российское государство наследником Кремля.

Шокан Уалиханов еще в 1850-е годы писал, что ошибочно воспринимать Ак Орду как государство, а в учебниках 2020 года так пишут! Это всё идет от австрийского востоковеда Йозефа фон Хаммера-Пургшталя, который написал эту ересь в XIX веке, потом лауреат Сталинской премии Греков в 1940-х годах подхватил, и по инерции советский миф до сих пор живет. Причем не только в учебниках, но и в головах многих кандидатов и докторов исторических наук.

Если посмотреть казахский фольклор и исторические источники, то резиденция Ак Орда отмечалась в Улусе Джучи. Ею владели ханы – от Бату (XIII век) до Абылай-хана (XVIII век). Как говорят некоторые историки, знаток казахского фольклора Акселеу Сейдимбек предложил так называть нынешнюю резиденцию президентов Казахстана, ориентируясь на народную традицию, в которой Ак Орда – резиденция ханов, а не государство, как написано в наших учебниках.

Жив и миф о том, что джунгары были худшими людьми для казахов, а, по сути, это не так. Часть ойратов (хошоуты и дербеты) – родственники джунгаров – были союзниками казахов в XVII веке, нередко сами нападали на них. В одном походе они напали на джунгаров после того, как те ограбили казахов, и вернули им угнанный скот. То есть неправильно на них всех собак вешать и объявлять “национальными врагами № 1”.

– В советское время установка о том, что джунгары чуть ли не геноцид казахам устроили и спасла их Российская империя, вбивалась по понятным причинам. Но это миф – как писал один известный историк, “ни одной пули российская сторона в сторону джунгаров не пустила”. А когда Казахстан получил независимость, старый миф просто обложили новыми гирляндами, – говорит историк и рассказывает, как во время тренингов школьные учителя истории удивлялись новым для них фактам и заявляли: “А у нас в учебнике по-другому написано”.

То есть преподаватели работают по учебникам, напичканным советскими и постсоветскими мифами, а научные открытия до них не доходят либо доходят с большим опозданием! И если в 90-х годах у казахстанцев не было ни желания, ни возможности пересматривать эти мифы, то сейчас пришло время.

И Орде досталось

Так что же нужно делать в первую очередь?

– Проводить рефрейминг (переосмысление) истории, менять рамку учебников, в которых многие вещи подаются неверно. При их написании необходимо соблюдать три главные вещи: научная достоверность – должны быть прописаны последние научные факты. В Казахстане же пока продолжают советскую традицию, по которой учебники отставали от науки на 20–30 лет, – говорит Жаксылык Сабитов.

Второе – учебники должны быть написаны в стиле научпопа – доступно и интересно.

– Сейчас история дефрагментирована, много непонятных вещей преподносится так, что людям очень скучно. В школе тем более надо подавать материал проще, а у нас принято навалить кучу вещей, дать набор цифр и дат без логической связи между ними. В итоге у школьников в голове хаос. А нужно четко выстраивать картину национальной истории и на простом языке доносить ключевые месседжи, – уверен известный историк. – Третий момент – патриотический. Во многих странах историю преподают с целью формирования национальной гордости посредством конструирования государственных мифов о победах, поражениях, героях и т. д. У нас пока нет целенаправленной исторической политики. "Казахстан должен вносить фундаментальный вклад в изучение своей истории, иначе это сделают другие" — историк

Причем в этом контексте у нас часто придумывают мифы, которые далеки от исторической реальности, что абсолютно неправильно. В этой плоскости необходимо сделать так, чтобы идеология учебников минимально отличалась от профессиональных знаний по истории.

Чем меньше будет разрыв между идеологией и научной истиной, тем лучше для государства, общества и профессиональных историков.

В качестве примера Жаксылык Сабитов приводит 750-летие Золотой Орды, которое Казахстан отметил в прошлом году.

– Тема поднимается с 2014 года, вот уже отпраздновали юбилей Улуса Джучи – кстати, правильно говорить именно так. Деньги потрачены, а в национальный исторический оборот ничего не ввели, и в наших учебниках по истории Улуса Джучи ничего кардинально не поменялось.

Хотя в академическую историю давно пора включить целый том о Золотой Орде, история которой имеет большой символический капитал. Один только факт – в Улусе Джучи в период золотого века правления Узбека и Жанибека ханов эмиссия монет составляла 28 миллионов единиц в год!

С 2009 года происходит невидимая для большинства, но ощутимая для ученых “тихая революция” в плане изучения “степного Рима”, как называет Улус Джучи мой друг-историк.

Всё, что связано с Улусом Джучи, нужно интегрировать и вливать в новые исторические каноны, потому что в советское время их вычистили, объявив Орду хищным государством, которое всех калечило и угнетало, но это не так, – подчеркивает Жаксылык Сабитов.

Также, по мнению ученого, в учебники по истории пора вводить генетику и палеогенетику, знакомя школьников с исследованиями ДНК древнего населения Евразии.

– Уже исследованы ДНК представителей ботайской, андроновской, берельской культур, многих древних и средневековых народов. И ДНК пятого Золотого человека уже сделана.

Генетику надо интегрировать в школьные учебники, ведь она показывает реальность. Например, выяснилось, что часть современных казахских кыпчаков – потомки ботайского человека по прямой мужской линии. Люди жили, пытались одомашнить лошадь Пржевальского, а их потомки живут среди нас, – рассказывает историк.

Когда рождаются мифы

Возвращаясь к теме переосмысления национальной истории, Жаксылык Сабитов отмечает, что она не должна отрываться от истории профессиональной.

– В казахстанцах сильно желание гордиться великой историей, и когда учебники не дают повода для такой гордости, люди начинают придумывать мифы. Например, о том, что 92 тысячи казахов воевали против Наполеона, Чингисхан – казах (тюрк, адай, жалаир и т. д.) и родился в Восточном Казахстане, а Иисус – представитель одного из четырех казахских родов.

Но зачем выдумывать мифы и антинаучные вещи, когда в нашей истории масса фактов, которые формируют высокую национальную самооценку и консолидируют народ? – задается риторическим вопросом ученый.

Другой важный аспект – популяризация истории. Полномасштабную работу в этом плане в стране ведут всего несколько человек, говорит Сабитов. Причем некоторые из них коммерчески успешны и уже сделали себе имя – такие, как Радик Темиргалиев.

– Хотя в этой сфере должно работать и государство, популяризируя историю Казахстана через все современные каналы – "Википедию" (о нашей истории эта энциклопедия содержит устаревшие вещи как на русском, так и на казахском языках), YouTube и т. д.

И, конечно, искусство. У нас мало по-настоящему интересных художественных исторических фильмов и сериалов. То же “Казахское ханство” показывает нам абсолютно идеальных героев (Жанибека и Керея) – что в начале, что в конце, никакого развития образов. А такие персонажи сейчас мало кого интересуют – нужны герои с внутренним конфликтом, противоречивые, которые будут цеплять, которым ты будешь сопереживать, – считает Жаксылык Сабитов.

О необходимости создавать произведения на исторические темы в январской статье “Независимость превыше всего” сказал и Президент.

– Поручаю ответственным госорганам и отечественным телеканалам в обязательном порядке направлять определенную часть госзаказа на создание произведений на исторические темы.

Сейчас “Netflix”, “HBO” и другие мировые кинокомпании обращают свой взор на Азию. Наша история также богата уникальными сюжетами, которые могут быть положены в основу масштабных фильмов.

Например, эпоха Золотой Орды, которая была одной из самых могущественных империй своего времени, – разве это не готовый сценарий?! Эти вопросы должны быть в фокусе особого внимания специалистов киноиндустрии, – сказал Касым-Жомарт Токаев.

P.S. Для написания полной академической истории Казахстана откроют проектный офис “История народа”. Об этом стало известно на прошлой неделе по итогам заседания Нацкомиссии по реализации программы модернизации общественного сознания при Президенте РК.

На заседании рассматривались итоги реализации программы “Рухани жаңғыру” в 2020 году и планы на 2021 год. Госсекретарь РК Крымбек Кушербаев напомнил о статье главы государства “Независимость превыше всего”, где обозначены ценностные ориентиры дальнейшего развития программы “Рухани жаңғыру”, инициированной Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Это защита и уважение священных ценностей нашей независимости и четкая государственная позиция по актуальным вопросам общественного развития.

Госсекретарь поручил обеспечить качественный культурно-просветительский и образовательный контент, особенно для детей и юношества, а также рассмотреть предложения и рекомендации Национальной комиссии, в том числе по открытию проектного офиса “История народа” для написания полной академической истории Казахстана, усилению тематики спецпроекта “История в кино и на телевидении”, развитию туризма в рамках спецпроекта “Киелі Қазақстан”, созданию отечественного Банка изобретателей.

НУР-СУЛТАН