Дышите свежим воздухом, за него уплачено
В конце учебного года члены кабмина озаботились детским отдыхом.
– Летние каникулы дети ждут с нетерпением. В 236 загородных, 11 тысячах пришкольных, 1 750 палаточных лагерях отдохнет 71 процент детей, – рассказала министр образования и науки РК Куляш ШАМШИДИНОВА.
Есть регионы, где отдохнут почти все школьники, но есть и те, кто портит статистику. Министр предлагает искать меценатов. В прошлом году они дали 504 миллиона тенге. В этом году практика будет продолжена.
В Атырау и в Туркестанской области акиматам следует активнее привлекать меценатов. Необходимо провести работу по открытию 1 000 новых летних лагерей при санаториях, турбазах и национальных парках, реанимировать бездействующие лагеря, – дал поручение акимам регионов премьер-министр РК Аскар МАМИН.
Председатель республиканской ассоциации детско-юношеского туризма, депутат маслихата Акмолинской области Кайрат СУЛТАНОВ отмечает, что сегодня государство строит инфраструктуру озера Катарколь в Акмолинской области.
Там с советских времен базировались несколько десятков детских лагерей. В первую очередь на эти деньги отремонтировали канализационную сеть, потом – водопроводную, на очереди – строительство 20 километров дороги между Катарколем и Бурабаем. Но есть проблемы, которые не решаются годами.
– Я уже много лет выступаю за отмену для детских оздоровительных лагерей так называемой “платы за воздух”.
За пребывание на территории национального природного парка каждого ребенка я вынужден ежедневно платить по 253 тенге, а если везу детей на экскурсию из Зеренды в Боровое – то и там тоже, потому что это уже другой парк.
В этом году был на приеме у министров финансового блока по этому поводу. В итоге мы теперь должны платить еще и за каждого работника по 500 тенге, – рассказывает Кайрат Султанов.
С одного лагеря за сезон набегает примерно по 50 миллионов тенге экологического сбора. Сумма для малого бизнеса просто огромная.
Все лучшее – детям?
В Казахстане действует процедура госзакупок отдыха для детей из социально уязвимых слоев населения.
– Я считаю, что из сферы услуг для детей госзакупки следует вообще исключить либо же прописать какие-то антидемпинговые нормы. Сейчас же недобросовестные бизнесмены, чтобы выиграть в конкурсе, заявляют, что предоставят отдых с пятиразовым питанием за 1 200–1 500 тенге в день против нормы в 3 500–4 000. Ну мы же все в одной стране живем, скажите, разве можно за 1 500 тенге накормить ребенка? Я уже не говорю о зарплате педсоставу и других расходах, – говорит Кайрат Султанов. Смерть знаменитого “Орленка”: кто хочет отобрать легендарный детский лагерь
Есть и психологические моменты организации детского отдыха. В одной смене и даже в одном отряде зачастую отдыхают дети обеспеченных родителей и малоимущие, отличники и хулиганы. И, чтобы сгладить внешние проявления социального неравенства, в некоторых передовых детских лагерях уже введена единая форма.
Всем детям выдаются одинаковые шорты и футболки, в которых и надо ходить весь сезон.
Конечно, закуп формы – это дополнительная трата, но, с другой стороны, это и минимизация конфликтов, и развитие легкой промышленности.
Кредиты и прочая помощь
– В этом году для школ академия питания разработала и утвердила меню на несколько недель. Нам тоже нужно такое меню!
Детские лагеря должны кормить детей 5 раз в сутки, причем питание должно быть полезным и сбалансированным. Но все мы находимся в сельской местности, где здесь найти диетолога или технолога, поваров-то с трудом некоторые находят!
Далее, по тому же питанию: фермер из Зеренды везет свой скот в Кокшетау, там его продает по 800 тенге оптом. Потом я еду в Кокшетау и покупаю мясо по 1 300 тенге оптом. К чему эти сложности? Если районные власти просто помогут детским лагерям и крестьянам состыковаться и решить вопросы по уплате и неуплате НДС, это тоже очень упростит ситуацию, – продолжает Кайрат Султанов.
И таких нюансов – уйма. Есть, конечно, и денежные вопросы. Например, на какие деньги владельцам бездействующих лагерей восстанавливать свое богатство?
Реконструкция одного лагеря, по подсчетам ассоциации детско-юношеского туризма, обойдется в десятки миллионов. Эти деньги уйдут на ремонт и покраску корпусов, обустройство нормальных туалетов.
А есть еще такие статьи расходов, как закуп техники, посуды, кухонных печей… Как правило, у владельцев такого бизнеса иного залога для банка нет, а значит, кредит получить очень сложно.
– У нас есть опыт с ПРООН, который помог возродить бывший лагерь имени Павлика Морозова: банк выдал кредит под 14 процентов годовых, государство его субсидировало на 10 процентов, ПРООН выступил гарантом возврата займа, помог с внедрением энергосберегающего оборудования на территории, сейчас все работает! А еще всем лагерям без исключения нужна техника: трактора для уборки территории, новые автобусы для перевозки детей. У нашей страны есть опыт льготного лизинга для сельского хозяйства. Почему бы этот опыт не применить и в детско-юношеском туризме, – рассуждает Кайрат Султанов.
В правительстве сейчас все предложения профильной ассоциации изучают. Но одно на этой неделе уже поддержал Аскар Мамин:
– Дети в период каникул должны иметь бесплатный доступ в музеи, театры, заповедники, национальные парки, спортивные объекты. Необходимо организовывать тематические встречи, мероприятия, выезды, – обратился он к министрам на последнем заседании кабмина.
Об этом владельцы детских лагерей просили уже много лет: каждую смену они стараются показать детям культурное наследие страны. Вот только не все родители могут оплатить такие экскурсии.
НУР-СУЛТАН