Раскопки ведутся здесь с 2011 года. Территория поисков составляет уже 8 тысяч квадратных метров (общая площадь памятника – 30 гектаров). Открыто два тюрко-карлукских слоя (вторая половина VII – первая половина X веков). И три строительных горизонта, относящихся к караханидскому периоду (вторая половина X – первая половина XIII веков). В 2019 году ученые Института археологии им. Маргулана вместе со студентами исторического факультета наконец дошли до нижнего горизонта – конец VII века (примерно 660-е годы).
Держали коров, играли в асыки и ловили рыбу
Кастек-1 – полноценный музей под открытым небом, каких немало в Турции, Греции, Грузии, Италии и других странах. Прогуливаясь по узким улочкам и мостовым города, можно увидеть примкнувшие друг к другу постройки – жилые, хозяйственные. А в домах разглядеть маленькие комнаты, лежанки- суфы, тандыры, очаги…
К приезду группы “КАРАВАНА” ученые разложили на столе добытые в минувший сезон артефакты – восстановленные по кусочкам ритуальные кувшины, светильники, фрагменты кухонной утвари, комнатных витражей, казана из чугуна (X век), женские заколки в виде длинных палочек, какие использовали китаянки и японки, амулеты и бусины (гагат, агат, топаз, коралл) и многое другое.
– Перевал Кастек издревле служил для связи долин рек Шу и Иле. Здесь проходил отрезок Великого Шелкового пути, шла активная торговля, – рассказывает главный научный сотрудник Института археологии им. Маргулана МОН РК Арнабай НУРЖАНОВ (на фото). – Это был крупный сельскохозяйственный регион, в то же время с хорошо развитой городской культурой. Мы обнаружили кусок водопроводной трубы – свидетельство того, что город был одним из самых прогрессивных на просторах Жетысу. Его жители вели оседлый образ жизни – строили дома из обожженного кирпича с использованием деревянных перекрытий, дверей. Найдены древесные остатки. Микроскопическая экспертиза показала: это была тянь-шаньская ель.
Об оседлом укладе свидетельствуют и остеологические анализы костей – половину всех местных животных составляли коровы. Жители также держали лошадей, баранов, коз, верблюдов, кошек, собак и птиц.
Мы нашли шахматную фигуру слона из слоновой кости (свидетельство контакта с другими цивилизациями, игровой культуры в шахматы) и отшлифованные астрагалы (асыки) для традиционной казахской игры – асык ойнау.
Жители также ловили рыбу в реке Кастек и занимались сельским хозяйством – в сосудах сохранились остатки проса, ячменя, пшеницы, а в домах – жернова, ступы.
В древней кружке вода остается холодной. Даже в жару
В предыдущих публикациях мы уже рассказывали о том, что в городе было развито кузнечное ремесло, жили мастера-стеклодувы, ювелиры, мастера по коже. Во время летне-осенних работ на городище археологи откопали фрагмент изделия из кожи с растительным орнаментом, обшитого золотой ниткой.
По словам моего собеседника, интересны и другие артефакты: шумек (писсуар для младенца) с горшком, украшенным изображением змеи (хранительницы очага), ритуальный кувшин с горлышком, похожим на мужской детородный орган, инструмент для шитья кожаных изделий, выполненный из кости…
– Уникальная находка – расписная керамика, – продолжает знакомить с артефактами Арнабай Нуржанов. – На кувшине изображены солнцеголовые божества, это конец VIII – начало IX веков. Изделие импортное, глина не наша. А вот еще глиняная кружка конца VII века. Летом наши ребята провели эксперимент: налили в нее ледяную воду из реки и оставили. Так вот, вода не нагрелась, несмотря на жару. Все дело – в особенном составе глины, в которой много мелкого кварца.
Найдены хирургические инструменты – скальпель, пинцет.
Мой собеседник предполагает, что в древнем городе была развита этномедицина, которая включала хирургические технологии.
Здесь делали операции по вскрытию и зашиванию мягких тканей, о чем свидетельствует отверстие для медицинской нити (ее изготавливали, скорее всего, из кожи животных) на макушке пинцета.
В сосудах также обнаружены остатки семян конопли. Ее могли применять для лечения запоров у домашнего скота, корень – в качестве припарок от боли в суставах, подагры, ожогов. И даже как болеутоляющее средство при хирургических вмешательствах.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ