Познавая себя, мы меняемся к лучшему - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Познавая себя, мы меняемся к лучшему

Познавая себя, мы меняемся к лучшему

Современный этап развития общества сопровождается беспрецедентным ростом научных открытий, разработкой высоких технологий, качественными изменениями в структуре производительных сил, созданием единого экономического пространства. Процессы глобализации приводят к коренным изменениям во всех сферах жизни человека, происходит переосмысление базовых ценностей, что, соответственно, влияет на духовность и нравственность.

  • 6 Ноября 2020
  • 15062
Фото - Caravan.kz

Конституция Республики Казахстан, принятая в 1995 году, опирается на прочные идеологические основания, которые находятся в сфере общечеловеческих ценностей. В числе наиважнейших – образование, как самый действенный способ становления государственной целостности, суверенности, способ передачи будущим поколениям жизненно важных приоритетов. В системе образования нашей страны принимаются меры, направленные на качественное улучшение в организации, структуре, содержании обучения и воспитания молодежи. Пристальное внимание общественности вызывают вопросы духовно-нравственного воспитания.

Духовное возрождение общества, пути решения столь актуальной задачи Елбасы Н. А. НАЗАРБАЕВ связывает с необходимостью изменения общественного сознания. Он пишет, что “начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания”.

Как изменить сознание человека? Как модернизировать общественное сознание?

Общеизвестно, что модернизация общественного сознания возможна вследствие модернизации индивидуального сознания человека, что, в свою очередь, вне сомнения, связано с процессом самопознания. А как осуществить изменения в сознании каждого человека? Ответы на эти непростые вопросы требуют широкого исследовательского поиска, специальных научных разработок.

В Национальном научно-практическом, образовательном и оздоровительном центре “Бөбек” разработана Программа нравственно-духовного образования (НДО) “Самопознание”, которая успешно внедрена в учебно-воспитательный процесс учреждений образования страны.

Автором программы НДО “Самопознание” является выдающийся общественный деятель, основатель и президент Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра “Бөбек”, президент фонда “SOS – детские деревни Казахстана”, председатель попечительского совета благотворительного фонда “Демография”, супруга Первого Президента Республики Казахстан Сара Алпысовна НАЗАРБАЕВА.

Программа НДО “Самопознание” является уникальной по своему содержанию и не имеет аналога в отечественном и мировом образовательном пространстве. Ее реализация в Казахстане во имя духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, многогранная благотворительная деятельность автора во имя всего человечества определяют воплощение в жизнь мечты Сары Алпысовны: сделать всё, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство всегда быть здоровыми и счастливыми.

Программа с 2010 года внедрялась на основе экспериментальной работы, в 2014 году в городах Нур-Султан, Алматы, Актобе, Караганда были отобраны пилотные организации образования (детские сады, школы и колледжи), в которых в течение 3 лет апробировались содержание, формы организации учебно-воспитательного процесса, методы, приемы, средства обучения и воспитания.

Педагогический процесс, нацеленный на углубление духовно-нравственных знаний учащихся, основан на интеграции общечеловеческих ценностей.

Содержание уроков и классных часов, суть практических упражнений и творческих заданий, цели благотворительных проектов – всё пронизано идеями об истинных ценностях человека, о смысле его жизни.

4 июля 2018 года в Закон РК “Об образовании” внесено дополнение следующего содержания: “программа нравственно-духовного образования “Самопознание” – программа, определяющая цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся". То есть на государственном уровне все учебные заведения должны руководствоваться программой НДО “Самопознание” для целостного развития личности обучающегося. На это есть обоснованные доводы.

Программа НДО “Самопознание” получила положительную оценку и одобрение как со стороны учащихся, педагогов, так и со стороны родительской общественности. Содержание учебного предмета “Самопознание”, внеклассная и внешкольная деятельность учащихся, направленные на познание самого себя, развитие наилучших качеств и искоренение худших, способствовали тому, что молодые люди стали более отзывчивыми, милосердными, понимающими суть общечеловеческих ценностей. Об этом учащиеся и их родители говорят как в личной беседе, так и в коллективной. Они признаются в том, что замечают изменения в себе, в своих мыслях, в поступках и действиях. “Познать себя должен каждый”

На уроках самопознания учащимся предлагаются для чтения интересные притчи, рассказы, отрывки из литературных произведений, после которых педагоги, используя метод сократовской беседы, задают вопросы, направляющие на глубокие размышления о духовности и нравственности.

Разработанные по самопознанию учебники и учебно-методические пособия последнего поколения нацелены на решение задач духовно-нравственного содержания.

Авторы продумывают каждое слово, каждый вопрос, чтобы учащиеся могли поразмышлять о главных жизненных ценностях. Педагогический эффект, ожидаемый от предмета, заключается в воспитании ребенка жить в гармонии с самим собой, обществом и окружающим миром.

Реализация программы НДО “Самопознание” осуществляется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с родителями учащихся, с другими социальными партнерами учебных заведений. Не секрет, что нынешние родители школьников (а это люди в возрасте 25–40 лет) показывают далеко не лучший пример духовно-нравственного воспитания человека. В приоритете оказываются материальные ценности: как бы помоднее да подороже одеться, отобедать и поужинать в местах общепита (но не дома), в кафе, ресторане, побольше бы развлечений, много времени отводится виртуальному общению, детям покупаются дорогие телефоны, вещи и т. п.

Растет поколение, для большинства из которых мало значат понятия: забота, бескорыстие, ответственность, а, напротив, становятся привычными стремление к материальному обогащению, конкуренция в покупке дорогого авто, модной одежды, драгоценных вещей.

В народе всегда с уважением относились к человеку, который одевается скромно, но со вкусом, который умеет строить отношения с людьми на основе взаимного уважения, культуры, отличается чуткостью, внимательностью, добротой. Особо следует отметить семейные ценности, в число которых входит соблюдение народных традиций и обычаев духовно-нравственного содержания, когда, к примеру, о престарелых родителях заботятся собственные дети (их не сдают в дома ветеранов!), когда в приоритете – общение за обеденным столом дома, совместное обсуждение интересных событий, вкусная домашняя еда в уютной теплой обстановке.

На уроках самопознания педагоги беседуют с детьми, и выявляется многое, на что следует обратить внимание в семейном воспитании. Молодым родителям рекомендуется расширять духовно-нравственные знания, им необходимо обратить внимание на то, как важно быть примером для своих детей во всем: в умении общаться, умении трудиться, разговорной речи, грамотном построении отношений с разными людьми.

Воспитанный родитель – одна из главных ценностей для взращивания здорового, богатого в духовно-нравственном отношении подрастающего поколения.

Для родителей в центре “Бөбек” разработаны методические пособия, способствующие расширению духовно-нравственных знаний, развитию личностных качеств, с рекомендациями литературы по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Ежегодно центром “Бөбек” проводится Республиканский совет, где обсуждаются и принимаются решения по реализации задач, поставленных в Программе НДО “Самопознание”. Участники делятся опытом внедрения в педагогический процесс данной программы, вносят предложения по дальнейшему ее совершенствованию, делятся впечатлениями об учебниках и учебных пособиях по дисциплине “Самопознание”, о курсах повышения квалификации педагогов, рассматривают возможности расширения научных исследований.

Особое значение имеет участие в работе совета автора программы НДО “Самопознание” Сары Алпысовны Назарбаевой. Участники с большим вниманием слушают ее выступления, в которых звучат идеи об общечеловеческих ценностях, полезные рекомендации по организации самопознания, саморазвития, самовоспитания, принципы жизнедеятельности, руководствоваться которыми должен каждый человек. С глубоким проникновением Сара Алпысовна говорит о сокровищнице народной мудрости, способной воспитывать в детях заботливое отношение к окружающему миру, проявление чуткости и внимания к каждому живому существу, о необходимости беречь Вселенную, стремиться всем людям жить в мире и согласии.

На сегодняшний день в стране функционируют 24 базовых и более 70 пилотных организаций образования, которые успешно реализуют программу НДО “Самопознание”.

Педагогические коллективы и родители стремятся создать целостную воспитывающую среду, основанную на общечеловеческих ценностях. И в школе, и в семье приоритетная роль отдается воспитанию. Общечеловеческие ценности, определяющие воспитание духовно-нравственных качеств, интегрируются в учебно-воспитательный процесс таким образом, что способствуют развитию позитивного мышления, формированию ценностных ориентиров, готовности к нравственному выбору в любой жизненной ситуации. Соответственно, возрастают возможности изменения сознания, становления ценностной мировоззренческой позиции личности.

Изучение деятельности пилотных (экспериментальных) организаций по внедрению программы показывает положительные результаты.

Педагоги отмечают, что:

повысился интерес учащихся к изучению учебных предметов и к участию в кружках и факультативах;

у учащихся появилась потребность помогать другим людям;

у детей появилось желание обсуждать с педагогом вопросы, которые их волнуют;

учащиеся научились выражать свою точку зрения, оценивать и анализировать свое поведение;

улучшились взаимоотношения между учащимися в классе;

сократился уровень подростковых правонарушений;

повысился уровень ответственности родителей за воспитание детей;

улучшаются отношения между педагогами и родителями учащихся;

улучшилась посещаемость общешкольных родительских собраний и других школьных мероприятий.

Учащиеся отмечают, что предмет “Самопознание”:

учит достойно, по-человечески вести себя, относиться с любовью к людям, природе, животным;

учит пониманию общечеловеческих ценностей: “Истина – это правда, она, как корни дерева, и ее нужно искать”; “Человек стремится к истине, когда познает мир и самого себя”;

помогает слышать голос совести;

помогает почувствовать гармонию с окружающим миром: “Внутренний покой – это спокойное состояние души, когда человек нашел себя”.

Родители отмечают, что предмет “Самопознание”:

учит познавать себя;

учит хорошему;

воспитывает умение позитивно мыслить;

способствует развитию ребенка;

учит преодолевать трудности;

развивает нравственные качества.

Всё это подтверждает необходимость распространения в обществе и, прежде всего, в системе образования духовно-нравственных знаний, предлагаемых программой “Самопознание”.

Интеграция программы “Самопознание” несет большие возможности для духовно-нравственного самосовершенствования детей и молодежи, понимания ими смысла жизни и своего истинного предназначения.

На страницах журнала “Самопознание” и на научно-образовательном портале (www.ozin-ozi-tanu.kz) нравственно-духовного обучения и воспитания можно получить информацию о реализации программы НДО “Самопознание”, где учащиеся, родители и педагоги делятся впечатлениями об уроках самопознания, участии в благотворительных акциях, изменениях, которые происходят в жизни благодаря развитию духовно-нравственных качеств.

Аршагуль РЫСБАЕВА, главный научный сотрудник Института гармоничного развития человека ННПООЦ “Бөбек”, д. п. н., профессор