Они сопровождают казаха с самых первых дней – ярким покрывальцем укрывают колыбель, потом по расшитому узором корпе побегут маленькие ножки. На свадьбу шьют апашки с дюжину корпе на приданое невесте. И будет это одним из главных богатств шанырака… И зачнут молодые под синим или красным корпе своих детей…
Станет стар – и теплое мягкое корпе согреет его старые кости, когда прикорнет он вдруг невзначай за чашкой ароматного чая, а под локоток заботливая келин положит мягкие подушки, расшитые все тем же знакомым узором…
Ах, это корпе! Нет конца и края радости, переполняющей человека, смотрящего на тебя! И нет конца и края мыслям, свободно текущим в ритме твоих незатейливых узоров!
Так размышляла я, разглядывая корпе, сшитые руками молодой умелицы Женисгуль ДАУЛЕТОВОЙ, которую мысленно окрестила повелительницей корпе…
Женис – значит победа
Жанисгуль 27 лет. Из них почти десять лет она передвигается на костылях. Несчастье случилось с ней в 10-м классе: попала в жуткую автокатастрофу, позвоночник собирали по кусочкам. Жить осталась, но ни один врач не брался помочь ей встать на ноги.
Но Женисгуль не зря назвали Цветком Победы – в честь Великой Победы в войне (и дед, и бабушка воевали на фронте), чтобы так легко сдаваться. Когда врачи прописали полный покой – Женисгуль вставала, говорили: лежи – она делала гимнастику, сказали: останешься неподвижной на всю оставшуюся жизнь – она стала… вязать. Спасибо бабушке Менеш, которой сегодня больше 90 лет – она научила рукоделию.
– Сначала вязала для знакомых, потом и их знакомые, увидев мои вещи, стали давать заказы. Но ручная вязка дорого стоит, а барахолка полна товаров, которые недороги по цене. Вязание пришлось забросить. Но это помогло мне встать на костыли, – рассказывает Женисгуль.
Сегодня девушка учится на втором курсе колледжа по специальности учет и аудит. И поблажек себе не дает. А в свободное время шьет корпешки.
– Сегодня казахское корпе пользуется большой популярностью. Многие даже целые комнаты в доме оформляют в национальном стиле, поэтому туда нужны и напольные корпе, для сидения за низким столиком, специальные чай-корпе для келин, разливающих чай, и подушки с орнаментом, чтобы возлежать на них, и настенные корпе, и покрывала для постели. Отдельные заказы дают накануне свадьбы – приданое невесте включает в себя много предметов.
Казахский узор уезжает за границу
Окидываю взором дом Женисгуль. На большом сундуке – әбдіре – стопочкой сложены корпешки разных цветов и узоров: тут тебе и расшитые традиционным кошкар-меизом, и восьмиугольником, и треугольниками, и пирамидкой, и цветочком, и ромашкой. Каждое корпе тянет на полноценную дизайнерскую работу, ведь хоть и сшито на самой обычной машине, даже без электропривода, но очень аккуратно, с душой и большим вкусом.
К Женисгуль Даулетовой поступают заказы не только из Алматы и его окрестностей:
– Недавно мои работы, которые я выложила на своей страничке в соцсетях, увидел один канадец, сделал заказ, вот его корпешки уже готовы. Другой заказ сделала женщина, которая повезет корпе во Францию. Казахи за границей очень ценят все наше национальное. Видимо, на чужбине мои корпешки согревают их своим теплом…
Молодая мастерица не терпит поверхностности в работе: ей, к примеру, претит, что наше традиционное казахское корпе превратилось в какой-то базарный вариант, эрзац, дешевый заменитель из китайского материала с непонятным или упрощенным узором. Поэтому все свои работы, а иначе их и назвать-то нельзя, она делает из качественных дорогих материалов по своим калькам. Так, чтобы уж надолго, как у наших предков, чтобы можно было и по наследству передать.
Ее заветная мечта – открыть небольшую мастерскую, в которой она могла бы не только сама работать, но и обучать других.
– Как-то я обратилась на блог акима Алматы, мне ответили, перенаправив в одну организацию инвалидов. Но помочь мне там просто не смогли, сказали, что ведь живу в области… Я не прошу ничего бесплатного, готова платить налоги и аренду, мне просто нужна поддержка.
Возможно, кто-то поможет Женисгуль – повелительнице корпешек и властительнице орнаментов?