Асык от сглаза
По словам кандидата исторических наук, доцента, сотрудника Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Зиры ТОЛЕНОВОЙ, самые ранние упоминания об игре в асыки относятся к VII–IX векам.
– Эта старинная национальная игра есть не только у казахов, также распространена она у киргизов, каракалпаков, алтайцев, – говорит историк. – Это игра для мальчиков, но в некоторых видах могли участвовать и девочки. Играли с четырех лет, когда ребенок мог держать асык в руке, до 13. После в казахском обществе мальчик считался уже взрослым мужчиной. В прошлом году я работала в архиве и прочла в записях у Бауржана Момышулы, что “асык – это большое народное воспитание”.
Асыку издревле приписывались священная сила, магические свойства. Старые и молодые, богатые и бедные – все с почтением относились к асыку. Считалось даже, что он может уберечь от злого глаза. Так, мальчикам у бесика – традиционной колыбели – клали асык волка, чтобы был сильным и смелым, а девочкам – асык косули, чтобы росла красавицей и умницей.
– Также, если знали, что сноха беременна, дедушка и бабушка тайно собирали асыки, таким образом готовили “наследство” для будущего внука, – продолжает Зира Маймаковна. – Если собирать красивые и очищенные асыки, тогда у этого молодого человека будут ум и красота.
По словам историка, во время войн аксакалы родов раскладывали на асыках тактику боя, план атаки и так далее.
– Кроме того, пользовались специальным войлочным ковром размером 50 на 50 или 80 на 80 сантиметров. Ковер был чем-то вроде шахматной доски, на которой играли в асыки, в основном во время кочевки с кыстау (зимнее пастбище) на жайляу (летнее пастбище).
Сака на вес золота
Кто держал асыки в руках, знает, что игра с ними очень активная, если не сказать больше – спортивная. Развивает ловкость, глазомер, скорость, смекалку, меткость, тактическое, логическое, математическое мышление, вырабатывает у ребенка лидерские качества, мотивирует к победе. В ней есть элементы йоги, танца, она полезна для суставов.
Асыки передавались по наследству целыми мешками. Самому младшему доставалось обычно много, но больше всего асыков было у того, кто хорошо играл.
– Когда резали барана, пацаны, как правило, уже стояли наготове. Особенно ценились асыки кошкаров – баранов-самцов, из них выходили лобаны – большие асыки. Один такой мог оцениваться в 300 “простых” асыков, – рассказывает бывший игрок в асыки 30-летний Тастемир АСКАРОВ. – Сака (битка) для маленького пацана была чем-то вроде талисмана. Можно было проиграть все асыки, но только не ее! Проиграть сака было равносильно тому, что лишиться удачи. И даже больше – чуть ли не проиграть свою душу… Это был не просто самый большой, но и самый удобный асык, который должен хорошо лежать в руке. Его красили, украшали, очень бережно хранили, заговаривали у бабушки на удачу, на него дули, прежде чем ударить.
У сака могла быть фамильная история не хуже, чем у серебряных украшений на косы. Кому-то дед отдал свою сака, кому-то она досталась от братьев. Для мальчишки это была едва ли не самая дорогая личная вещь.
– Кость имеет свойство со временем стираться, терять толщину, мы до последнего пытались реставрировать, продлить жизнь сака. Предварительно битку чистили, потом делали дырку для заливки свинца, чтобы она летела точнее. Были такие жулики, которые, когда другие играют, подбегали и говорили “хамсур”, это буквально означало “я краду твои асыки, и ты ничего не сделаешь”. Правда, хамсур был с дракой и без нее. Если говорили “хамсур без драки”, то ты не имел права тронуть вора, такое было негласное правило. Если говорилось просто “хамсур”, то бегаешь за ним по всему аулу, чтобы вернуть украденное. Обычно сильные игроки нанимали “часовых”, которых просили сторожить их во время игры. В награду отдавали им несколько асыков.
44-летний алматинец Ермек АМИРХАНОВ на протяжении всей жизни хранит мешочек с асыками из своего детства:
– Я хотел бы, чтобы мой ребенок играл в асыки, но этого не случилось. Однажды, когда сыну было 8–9 лет, вывел его во двор, объяснил правила, он покидал, но PSP оказался интереснее… Сам я рос в ауле, там мы начинали играть, как только земля показывалась из-под снега, высыхала, всегда ждали весны! В детстве с пяти метров спокойно попадал. Когда переехал в город, устраивали чемпионаты двора, там бывали такие битвы, и девчонки в них тоже участвовали! В асыки можно играть даже дома с братьями и сестрами, когда на улице холодно. Их меняли на жвачку, продавали – это был своего рода бизнес среди детей.
Наши герои вспоминают, что раньше бизнес на асыках среди детей активно процветал, еще буквально в 90-х на асыки можно было приобрести даже технику. А мне подумалось, что асык мог бы стать новым видом денег, не хуже, чем биткойн!
– Однажды я продал битку богатому мальчику за 1 300 тенге, по тем временам это были огромные деньги! – продолжает Тастемир Аскаров. – Обычно асыки меняли на сладости, но были и крупные приобретения – благодаря сотне асыков у меня появился велосипед “Урал”, а 2 000 асыков стоила мне приставка Sega Mega Drive. Можно было ими торговать и жить на них!
И Тутанхамон играл в асыки
Доктор педагогических наук профессор кафедры физической культуры и спорта КазНУ имени аль-Фараби Елемес АЛИМХАНОВ в середине 2000 годов научил корейских студентов играть в асыки. В Южной Корее он читал серию лекций по национальным видам спорта и играм казахов:
– В одном из сеульских университетов мы играли в асыки в коридоре. Корейцам очень понравилось, они сказали, что асыки в отличие, например, от футбола, где много травматизма и драк, наоборот, успокаивают. Хотя это тоже очень азартная игра. Асыки дают равновесие, дальнозоркость, точность, развивают мелкую моторику. Также воспитывают характер, психологическую устойчивость. Эта игра очень древняя, асыки были еще у тюрков, гуннов, саков. Последние 70–100 лет игра подзабыта. Даже среди игрушек фараона были найдены асыки, сами египтяне не знают, что это за кости и каково их назначение. Они выставляются в музее Тутанхамона в Египте.
По словам Алимханова, игра в асыки сохранилась в Южно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской областях. Практика игры в асыки на севере, к сожалению, подзабыта. Помнят игру и на российской стороне – в районе Омска, Барнаула, где проживают казахи.
– В начале 20-х годов национальные виды игр в рамках физкультуры школьной программы еще присутствовали, а потом их запретили. Они были убраны и забыты, поэтому апашки знают про асыки, а дети – нет, – продолжает Елемес Алимханов.
Существует более десяти видов игры в асыки. Самые распространенные это алшы, асық ату, хан талапай, уштабан, төрт асық.
Все игры отличаются друг от друга, количество участвующих варьируется, при этом игроки могут импровизировать и менять правила как им угодно. Названия игр и правила также были различны в зависимости от региона. Некоторые из игр в асыки напоминают такие известные современные игры, как бильярд, шахматы, боулинг.
Муза для творчества
Асыки уже давно стали источником вдохновения для ремесленников и творческих натур. В конце прошлого года студент Еркебулан КАЗЫКЕНОВ разработал мобильную версию игры асық ату для смартфонов и выложил ее в бесплатный доступ. А казахстанский дизайнер Жанар ЕРКИНГАЛИЕВА, работающая в Москве, создала коллекцию одежды, где главным элементом стал асык. На изящных платьях и футболках возникли принты с изображением асыков, а массивные браслеты и аккуратные запонки в точности повторяют их форму.
Кстати, игра в асыки – кандидат на включение в репрезентативный Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО от Казахстана.
– Сегодня в Алматы вы практически не увидите играющих в асыки детей, а раньше это было в порядке вещей. Игра в основном сохранилась в регионах, где больше соблюдают традиции и ритуальность. Поэтому ремесленные изделия, связанные с асыками, у нас делают в основном на юге и западе – Кудайберген Кулмамбетов (Аральск), Калмырза Тасов (Туркестан), Даурен Миншарипов (Туркестан), Еркусай Абилов (Актобе), Нурсултан Калиев (Атырау), – говорит председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан БЕККУЛОВА. – Более серьезные работы дополняют асыком, отлитом в серебре или другом металле. Сувенирную продукцию часто дополняют натуральным асыком. На днях мне прислали работы Ульмекен Мауытовой из Кызылординской области – асыки выполнены из разноцветного войлока, методом сухого валяния.
Собрал лошадку
Художник из Алматы Нурлан АБИШЕВ – создатель самой популярной современной скульптуры из асыков. На лошадь-трехлетку, которая сегодня выставляется в разных торговых центрах южной столицы, у ее создателя ушло 8 500 асыков.
– Эту оригинальную скульптуру я задумал к юбилею независимости страны для участия в выставке в Астане, – вспоминает автор. – Работа посвящена 20-летним казахстанцам, которые уже выросли, но я представлял, что в этом свободолюбивом животном должен остаться дух этих ребят, которые когда-то играли в асыки…
Комплектующие для воплощения своей идеи автор копил почти год.
– Асыки я буквально собирал по всей территории Казахстана. Какие-то мне дарили, часть покупал. Как только объяснял свою идею, некоторые люди просто так отдавали, говоря, “пусть мой асык будет прямо во лбу!”. Большое количество асыков я купил по 50 тенге за штуку, давал объявления в газетах, закупал в одних аулах, затем слух шел, и уже ребята из соседних аулов стали тоже для меня собирать. Из 9 000 я использовал около 8 500 асыков. У некоторых был специфический запах, другие были покрашены, мы еще раз варили их в котле, чтобы вся грязь и краска сошли, сухожилия вычищали ножами, так они стали беленькими, новенькими, однородными.
Художник создал каркас из проволоки, тонкой, как стержень шариковой ручки, и передал движение молодой лошади.
– Это трехлетка, кто разбирается, тот узнает, – говорит он.
В каждом асыке сделали четыре отверстия, сквозь которые продета проволока, их нанизывали по горизонтали и вертикали. В этом деле Нурлану помогали студенты и друзья, на сборку ушло полгода. Теперь этот молодой конь выставлен для публики, и от желающих сделать селфи на его фоне нет отбоя!
Напоследок интересуюсь у Нурлана, играл ли он сам в асыки.
– Конечно! Это отличная игра на смекалку. У меня дочки подрастают, жаль вот, они не играют.
Виды асыков
Құлжаз – архара
Жабайт – косули
Ешкімер – козла
Қойлық – барана
Топай – коровы
Бунақ – волка
Шүкейіт – ягненка
Алматы