Главная транспортная прокуратура Казахстана предоставила “Каравану” результаты последних проверок. Выявленные нарушения повергли в шок: на закрытую территорию объектов, в том числе к самолетам, проходят посторонние. Досмотр багажа, ручной клади проводится некачественно…
Кровавые события в Домодедове заставили задуматься о многом. Террорист-смертник привел в действие взрывное устройство в аэропорту в наиболее оживленной зоне прилета, доступ в которую оказался свободным. Досмотровую рамку на входе легко было обойти, поскольку охрана там появлялась редко. Поэтому больше всего погибших и пострадавших оказалось среди встречающих и провожающих, а также таксистов.
Следствие уже ставит вопрос о неудовлетворительной работе системы безопасности в Домодедове.
Во многих казахстанских аэропортах ситуация ничем не лучше. Получаешь багаж, выходишь в свободную зону, и… на тебя буквально набрасываются таксисты и сотрудники турфирм. Еще не так давно на первый этаж международного аэропорта Алматы все они заходили абсолютно свободно! Сейчас здесь установлена система досмотра.
“Зеленый коридор” за… 1000 тенге
Накануне VII Азиатских игр в международном аэропорту Алматы были введены дополнительные меры безопасности, о чем сообщалось в средствах массовой информации. В частности, всех пассажиров попросили прибывать за два часа до вылета для внутренних рейсов и за 2,5 часа – международных. Кроме того, в аэропорту будут установлены дополнительные тепловизоры для измерения температуры тела пассажиров, прибывающих в страну на зимнюю Азиаду-2011.
Действительно, нововведения алматинцы почувствовали сразу: теперь зайти в терминал проблематично, если ты провожающий, встречающий или просто решил прогуляться внутри здания. Но есть исключение!
Вот что рассказал наш читатель Мурат Жумагулов:
– В минувший понедельник я встречал сына. Обычно в зону прилета, где пассажиры получают багаж, не пускают. Один из охранников увидел, что я хочу пройти быстрее и обнять сына, предложил нарушить правила за 1000 тенге. И я благополучно миновал кордон, встретил сына…
ВИП-персоны – из особого теста?
Непонятно, почему в зале ожидания международных вылетов перед выходом на посадку периодически появляются сотрудники рекламных служб с опросными листами – этот вопрос нам неоднократно задавали казахстанцы, вылетающие международными рейсами. Кто пускает туда посторонних?
В феврале 2010 года в ВИП-зоне убрали два пункта досмотра – на входе и фейсконтроль.
Потому что высокопоставленные пассажиры начали возмущаться, что их досматривали аж четыре раза!
– Мы все делаем согласно указаниям Комитета гражданской авиации РК, – сообщил нам по телефону мужчина, представившийся начальником службы безопасности аэропорта Алматы. – Проблем с досмотром сейчас нет, там стоит досмотровое оборудование – раписканы. Но сейчас в связи с Азиадой контроль усилен.
Интересно, что же так “зацепило” ВИП-пассажиров, что к ним применяются более мягкие условия? Получается, из-за нелюбви крутых пассажиров к досмотрам могут пострадать и обычные люди!
Кстати, депутат российской Госдумы Валерий Драганов предложил ликвидировать привилегии для ВИП-персон в аэропортах с целью повышения безопасности на данных объектах. Драганов считает, что ВИП-зоны превратились в бизнес-структуры, которые становятся “еще одним потенциальным источником для нападения”.
Муляж бомбы даже не заметили!
Два года назад служебный эксперимент органов транспортной прокуратуры и КНБ доказал: пронести муляж взрывного устройства через охрану внутрь зданий казахстанских аэропортов не составляет труда! Попытки имитации теракта закончились… успешно: ни на одном пункте досмотра подозрительные предметы так и не заметили! А треть специалистов по досмотру багажа и пассажиров даже не имела сертификаты профессиональной пригодности. То есть работали совершенно посторонние люди.
После трагических событий в Домодедове мы отправили запрос в главную транспортную прокуратуру с просьбой прокомментировать ситуацию с обеспечением безопасности в казахстанских аэропортах. В целом работу служб безопасности аэропортов страны по итогам проверок в 2010 году прокуроры оценили как “недостаточную”.
Без пропуска и документов – в режимные зоны
– Сотрудники прокуратуры совместно с сотрудниками КНБ выявили факты несоблюдения Закона об использовании воздушного пространства РК, – рассказывает помощник главного транспортного прокурора Габит АБДЫХАЛИКОВ. – А именно: отсутствие досмотра транспортных средств, пропуск в режимные зоны лиц, не имеющих допуск, пропуск лиц вообще без документов, удостоверяющих личность.
Другие нарушения – некачественный досмотр багажа и ручной клади, бесконтрольный допуск лиц в помещение производственных и даже диспетчерских (!) служб оперативного управления. Страшно представить, что может произойти, если в комнату к диспетчерам, которые ведут самолет в зоне своей ответственности, попадет террорист!
Недостаточная охрана и слабое техническое оснащение аэропортов тоже заставляют о многом задуматься. Не во всех аэропортах есть система видеонаблюдения, не хватает досмотрового оборудования, отсутствует периметровое ограждение, не укомлектована служба авиационной безопасности. Такой аэропорт, по сути, открытая площадка для действий любых злоумышленников.
В данное время проверка аэропортов продолжается.
Выводы о том, что отечественная авиация практически не защищена от постороннего вмешательства злоумышленников, напрашиваются сами собой. Неужели должна произойти трагедия, чтобы службы безопасности наконец заработали? Если штрафы не дают должного результата, значит, надо принимать более жесткие меры!