Пока Казахстан думает, Узбекистан уже погрузился в виртуальную реальность - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пока Казахстан думает, Узбекистан уже погрузился в виртуальную реальность

Пока Казахстан думает, Узбекистан уже погрузился в виртуальную реальность

Можно открыть учебник и прочитать о космосе, а можно самому оказаться в космическом пространстве и полюбоваться парадом планет. Технологии виртуальной реальности – это уже не просто развлечения на уровне игр. Перспективы у VR-технологий намного серьезнее. В образовании их стали применять не так давно. В Актобе тоже появилась команда, которая пытается внедрять ноу-хау в школьное обучение.

  • 15 Марта 2022
  • 291
Фото - Caravan.kz

На уроке – в эпоху динозавров

Что собой представляет проект “Виртуальная Энциклопедия”? Вы надеваете очки, оператор выбирает фильм – и происходит телепортация в другую реальность: подводный мир, космос, эпоху динозавров.

– Современного ребенка сложно чем-то удивить, – говорит менеджер проекта Дарья ШТУМПФ. – Сотовые телефоны, планшеты, интерактивные доски – это уже не новое. Хотим мы этого или нет, но технологии идут дальше. Дети более восприимчивы к визуальному контенту. С помощью VR-очков происходит полное погружение в какую-либо среду. Например, если по школьной программе дети проходят строение человека, можно совершить путешествие по человеческому телу. В фильме про подводный мир ребенок погрузится на сотни метров под воду и познакомится с морскими обитателями, поднимется на Эверест или окажется в каком-нибудь заповеднике, где можно погулять вместе с животными. То есть в любом фильме ребенок становится главным участником событий, он видит всё в формате 360 градусов, рассматривает все объекты и процессы, которые невозможно или сложно проследить в реальном мире, и при этом получает большой пласт информации. Конечно, тему в таком виде школьник усвоит лучше, чем если просто прочитает о космосе или океане в учебнике. В каталоге “Виртуальной Энциклопедии” больше 90 образовательных фильмов для разных возрастных категорий, которые снимают на мировых студиях. Бюджет одного такого фильма с эффектом полного погружения с помощью очков – от 12 миллионов долларов. Конечно, в YouTube вы не найдете этот контент.

Не заменяем, а дополняем

Есть детский фильм о правилах дорожного движения, который уже одобрил департамент полиции Актюбинской области.

– Одно дело, когда объясняешь детям ПДД на доске или по плакатам, и совсем другой эффект, когда дети надевают очки и становятся участниками дорожного движения, могут посмотреть налево, направо, перейти дорогу по светофору или подождать, когда проедут машины, – говорит Дарья Штумпф. – Мы получили рекомендательное письмо от полицейских, то есть они рекомендуют к просмотру. Для школьников есть большой выбор фильмов о том, как соблюдать технику безопасности, если ребенок остался один дома, как соблюдать гигиену, что делать при пожаре. Все фильмы мы постепенно переводим на казахский язык.

– Есть ли риск, что ребенок уйдет в виртуальную реальность с головой? Дети и так всё время сидят в гаджетах.

– Мы не заменяем традиционное обучение, а дополняем его интересным материалом, – отвечает на вопрос менеджер проекта Бекнур КАДРАЛИН. – Например, 12 апреля – День космонавтики, и детям можно показать фильм о космосе. В День Победы это будет фильм о войне. Не думаю, что виртуальные технологии полностью заменят живые экскурсии, спектакли и другой досуг. Есть детки с ограниченными возможностями, и мы можем в буквальном смысле принести театр или музей ребенку домой. У него будет ощущение, что он сам гулял по музею или побывал на спектакле, не выходя из дома.

– Есть ли какие-нибудь противопоказания к использованию “виарных” очков?

– Как таковых медицинских противопоказаний нет. Единственное: у кого проблемы с вестибулярным аппаратом, может укачать, как после обычных качелей. На 2-3-й минуте уже будет кружиться голова. Когда начинается показ фильма, мы спрашиваем детей о самочувствии. Если у кого-то головокружение, мы сразу снимаем с ребенка очки, но это редкие случаи. Фильм в среднем длится полчаса.

Корреспонденту “КАРАВАНА” тоже предложили куда-нибудь телепортироваться. Я надела чудо-очки и отправилась в открытый космос. Под ногами был не пол, а сияли звезды, рядом парил Сатурн и другие планеты. А когда сняла очки, действительно было ощущение, что вернулась с небес на землю. Потом я погрузилась на дно океана: плывут черепашки, диковинные рыбы, шум водички… Что еще нужно для релакса? Меня ждало последнее путешествие: на ковре-самолете вместе с Аладдином через весь Багдад. Да, есть в “Виртуальной Энциклопедии” и развлекательный контент. Кажется, будто летишь на “американской горке”. Ух, здорово! Но к концу этого увлекательного полета моя вестибулярка не выдержала, и у меня резко закружилась голова.

Очки н-нада?

В Актобе идут переговоры компании с городским отделом образования, чтобы начать внедрять виртуальные технологии в школы.

– В отделе образования немного не понимают, что такое VR-технологии, – говорит руководитель проекта Булат УТАЛИЕВ. – Нам говорят, что ведь уже есть робототехника, хотя у нас абсолютно 2 разных направления. Мешают бюрократические проволочки. И надо каким-то образом включать в учебную программу наши кинопоказы как внеклассную работу. Мы не просим финансирования, нам нужно только одобрение от отдела образования. Акимат спрашивал, сколько требуется очков. Не надо ничего закупать, мы сами привозим комплект очков и планшет. Ценность не в стоимости очков, а в самих фильмах. Этот проект работает в 20 странах. В России запустили “Пушкинскую карту”, на которую деньги начисляются из госбюджета, и можно бесплатно посещать музеи, театры, выставки, в том числе и VR-сеансы. В музеях проводят виртуальный тур по городам-героям. В Узбекистане полностью внедрили VR-очки в систему образования. Я считаю, что образовательные фильмы нужно показывать за счет государственного бюджета. В Алматы мы работаем по заказу от отдела образования. Хотелось бы, чтобы в Актобе тоже пошли навстречу и поняли, что в школьные уроки нужно включать технологии виртуальной реальности. Пока у нас есть доступ только к частным учебным заведениям и детским садикам. Для социально уязвимых слоев населения виртуальное путешествие бесплатно.

В Актобе команда вместе с российскими партнерами планирует снимать местные фильмы.

– Уже есть идеи у ДЧС, – замечает руководитель проекта. – У нас вообще очень мало снимают и пишут о родном крае. Можно снять фильм про нашу область, показать исторические достопримечательности и красивые природные места. Экономически это выгоднее, чем выпускать книгу. Те же заповедники, куда обычным гражданам вход запрещен: Коргалжынский, Баянаульский – возможно снять с квадрокоптера и принести этот заповедник каждому ребенку. И тот же урок географии станет намного интереснее, если дети будут “путешествовать” по миру.

АКТОБЕ