Подобного столпотворения на границе не наблюдалось со времен обвала российского рубля, когда казахстанцы массово скупали в соседней Самаре буквально всё. Тогда приходилось стоять в очереди буквально сутками, а то и больше. Сейчас наблюдается массовый поток людей уже в Казахстан. Россияне едут в Западно-Казахстанскую область путешествовать.
Супружеская пара, Марина и Дмитрий, из Самары взяла отпуск и решила ознакомиться с достопримечательностями Приуралья.
– К нам много казахстанцев приезжают и все расхваливают, как у вас здесь красиво. Вот мы и решили посмотреть все своими глазами. Хотим съездить на ваше море – озеро Шалкар. А еще здесь все дешево, можно закупиться продуктами и вещами. Но мы были очень удивлены происходящим на границе, что по вашу, что по нашу сторону. Три часа простояли. Люди говорят, что еще очень быстро мы прошли. Фуры, узбеки, просто туристы, все там смешалось, – рассказывает Марина.
Зухра из Татарстана тоже решила посмотреть Уральск. Приехала с мужем, сыном и мамой.
– Очень нам у вас понравилось, только очереди на границе невыносимые. Вот хотим подгадать так, чтобы долго не стоять, может, вечером там меньше народа будет, – отмечает россиянка.
Жалобы водителей, особенно большегрузов, в последнее время резко увеличились. Но власти не в состоянии как-либо повлиять на ситуацию. Пропускная способность пограничного пункта “Сырым” низкая. Построенный в начале 2000-х, он был рассчитан на поток машин того времени, когда в сутки через границу переезжало несколько десятков автомашин разного калибра. Сейчас пассажиро- и грузопоток вырос почти на 400 процентов. И четырех автополос недостаточно, чтобы обслужить такое количество. При этом большегрузы занимают отдельную очередь, узбеки, постоянно регистрирующиеся на границе, – другую. Третья очередь – обычные граждане Казахстана и России. Если в 2010 году через пограничный пост “Сырым” проезжало 30 тысяч машин и 50 тысяч человек, то только за полгода 2017-го – 70 тысяч автомобилей и 200 тысяч человек. Депутаты на границе. Будет ли порядок?
Рост пассажиропотока пограничники связывают с увеличением товарооборота в рамках ЕАЭС. Кроме того, рост потока большегрузных автомашин связан с системой платных дорог “Платон”, введенной в РФ.
Грузоперевозчики при составлении своих маршрутов, учитывая, что на территории Казахстана все дороги бесплатные, заезжают в Россию через пост “Сырым”. Считается, что через данный пункт легче и быстрее доехать до любого конца России, включая Москву и Санкт-Петербург.
Ситуацию усугубляет затянувшийся ремонт дороги до пункта пропуска Таскала – Озинки в сторону Саратова. Многие путешественники, по незнанию проехав по бездорожью больше 100 километров от пункта пропуска “Таскала” до Уральска, второй раз просто не рискуют. Ехать со скоростью 20 километров в час, особенно ночью, рискуя провалиться в яму – то еще удовольствие. Есть пункт пропуска “Илек” в сторону Оренбурга, но он слишком далеко, приходится наматывать лишние километры. Вот и стараются все ехать через Сырым – Маштаково в надежде, что удастся проскочить быстро. Ан нет, не получается.
О реконструкции пункта перехода “Сырым” власти говорят уже давно. Они несколько лет обещают сделать его соответствующим международным стандартам. Однако дальше слов дело не идет. Чиновники обещают, что работа по расширению дорожного полотна начнется в 2018 году. Но это не значит, что граница закроется на это время на замок, власти должны создать условия для бесперебойной работы пункта пропуска. Другой вопрос, насколько им все удастся. Не усугубится ли и без того сложная ситуация? Нерешаемых вопросов между Казахстаном и Россией нет — Матвиенко
По российскую сторону границы после пункта пропуска “Маштаково” положение не лучше. Ямы и колдобины на подступах к границе не ремонтируются уже много лет.
Западноказахстанские предприниматели ставили вопрос о ремонте перед генеральным консульством России в Уральске, однако ответа не последовало. При этом расширение сотрудничества, увеличение товарооборота, желание простых граждан двух стран путешествовать – власти должны бы приветствовать и создавать для этого все условия. А уж про то, что граница – это все-таки лицо государства, – никто уже и речи не ведет.
УРАЛЬСК