Под видом системы экстренного вызова при авариях казахстанцам ставят пустые коробочки - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Под видом системы экстренного вызова при авариях казахстанцам ставят пустые коробочки

Под видом системы экстренного вызова при авариях казахстанцам ставят пустые коробочки

Пока казахстанские разработчики отечественной системы экстренного вызова при аварии и катастрофах (ЭВАК) утрясают формальности с документами, дельцы пропихивают автовладельцам… пустые коробочки.

  • 12 Марта 2018
  • 7015
Фото - Caravan.kz

Попади такая машина в ДТП, устройство просто не сработает!

Напомним, с 1 января 2019 года все ввозимые на территорию Казахстана автомобили, а также произведенные на территории стран – участниц Евразийского экономического союза, и те, что перевозят пассажиров и опасные грузы, должны быть оснащены кнопкой “SOS”. Владельцы бэушных авто ставят ее по желанию.

Недавно вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Марат НУРГУЖИН еще раз пояснил, для чего вся эта затея – обеспечить безопасность и снизить смертность на дорогах.

Благодаря данной системе планируется сократить время информирования специальных служб о ДТП, чтобы медицинская помощь пострадавшим была оказана в пределах так называемого “золотого часа”.

Идею взяли не с потолка

В 2011 году страны – участницы Таможенного союза подписали технический регламент о безопасности колесных технических средств. В 2013 году в документ внесли изменения, дополнения, которые касаются оснащения новых автомобилей устройствами вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС). Техрегламент вступил в силу. И с 1 января 2017 года транспортные средства, поступающие в продажу, должны иметь подобные устройства. Конечно, стоял вопрос: где их взять?

В 2014 году Россия ввела в промышленную эксплуатацию свою систему “ЭРА-Глонасс”. По данным из открытых источников, в ее разработку вложили около 5 миллиардов рублей. Соседи хотели, чтобы Казахстан использовал российское решение.

– Наш институт разработал технико-экономическое обоснование, чтобы внед-рить аналогичную систему в Казахстане, – рассказывает заместитель директора по развитию Института космической техники и технологий Денис ЕРЕМИН. – После долгих совещаний, демонстраций мы показали, что проект можно реализовать силами отечественных специалистов. Руководство страны нас поддержало. В октябре 2016 года мы приступили к разработке системы ЭВАК. Обошлась она раз в 10–12 дешевле, чем у россиян, – в 2,3 миллиарда тенге. Соответственно и установка, обслуживание будут дешевле.

Тотальной слежки не будет!

Как это выглядит и работает? На заводе производитель ставит в автомобиль устройство вызова экстренных оперативных служб. Размером оно с мобильный телефон. Оснащено несколькими датчиками. Обычно в нем стоят акселерометр (измеряет силу удара), гироскоп (отслеживает переворот транспортного средства). Имеется связь с подушкой безопасности водителя. Ну и кнопка “SOS”. Некоторые мировые производители весь функционал вшивают в бортовой компьютер.

Если устройство засекает удар, машина перевернулась, сработала подушка безопасности или водитель нажал SOS-кнопку, оно срабатывает. И звонит на бесплатный номер вызова экстренных служб “112”.

Далее вызов перенаправляется в центр обработки данных. Затем происходит стандартная процедура: заполняется карта ДТП, опрос водителя, переадресация звонка в “скорую”, полицию.

Устройства ЭВАК или “Глонасс” будут работать, если машина попала в аварию на территории Таможенного союза. В какую сумму казахстанским автолюбителям обойдется установка ЭРА-ГЛОНАСС

Сигнал о ее местонахождении примет ближайший оператор. Он отправит к пострадавшим помощь, вызовет “скорую помощь”, полицию, пожарную службу, если необходимо. Если на машине установлена российская система, она будет интегрирована с казахстанской.

Многие опасаются, что с установкой системы начнется тотальная слежка за гражданами. Разработчики уверяют: камеры нет, и сделать это технически невозможно.

Можно ли вывести из строя систему?

Наш эксперт Денис ЕРЕМИН утверждает: у нее такой защищенный корпус, что можно бросить с седьмого этажа, устройство останется целым и начнет звонить. При температуре от минус 40 до плюс 85 оно должно обеспечивать работу в течение двух часов после удара:

– Многие говорят, мол, на этом бабки делают в очередной раз, почему так дорого стоит? Люди не понимают, что обычный мобильный телефон обладает почти таким же функционалом. Только телефон при минус 5 отключится и больше не включится.

“Это контрабанда”, “успокоили” на другом конце провода

Конечно, всех владельцев авто волнует цена вопроса. По словам разработчика, отечественная система ЭВАК обойдется в 100–110 тысяч тенге вместе с установкой. Российская “ЭРА-Глонасс” в среднем стоит 20–25 тысяч рублей плюс установка – 10–30 тысяч тенге.

В Интернете мы нашли множество предложений с абсолютно разной ценовой политикой. Так, в одной из компаний предложили установить ЭВАК за 280–300 тысяч тенге. Но честно предупредили: пока устройство не работает.

В другом случае дотошно интересовались: для чего мне это? Если просто чтобы растаможить автомобиль, можно “найти вариант за 50–60 тысяч тенге”. Дешевле себестоимости? “Это контрабанда”, – “успокоили” на другом конце провода. Ага, знаем мы, всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской…

На “пятачке”, где собираются водители автобусов, маршруток, что возят пассажиров из Алматы в пригород, о тревожной кнопке слышали, считают, ее установка – головная боль владельца машины.

– Хозяин вроде договорился с каким-то СТО, сделают ему подешевле, – показал свою осведомленность один из водителей.

– К нам стали поступать сигналы, что недобросовестные дельцы ставят муляжи кнопки “SOS”, чтобы подтвердить, что машина соответствует техрегламенту и прошла процедуру растаможки, – говорит Денис Еремин. – Владелец получает “Свидетельство о безопасности колесных транспортных средств” с аппаратом, который не является устройством вызова экстренных оперативных служб. Вообще, свидетельства выдают специальные испытательные лаборатории. В России их несколько сотен, в Казахстане – больше 40. Все они частные. Идет планомерное уничтожение конкуренции в плане автомобильных продаж — Эдуард Эдоков о системе ЭРА-ГЛОНАСС

Кто-то работает по закону, кто-то пытается его обойти… Владелец может и не подозревает, что ему ставят.

По сообщениям, с автолюбителей берут за установку от 50 до 500 тысяч тенге, в зависимости от аппетитов установщиков. 50 тысяч – это просто пустая коробочка.

“В промышленном производстве себестоимость услуги небольшая”

Ситуацией обеспокоены и в Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса.

– Недобросовестные поставщики завозят авто с муляжом. Внутри салона кнопка вроде бы есть, но при нажатии ничего не срабатывает. И нужно будет делать какие-то дополнительные вещи, – говорит вице-президент ассоциации Анар МАКАШЕВА. – В целом, это ведь система для потребителя, чтобы оказать ему помощь в случае ЧС. Сколько раз на дорогах горели автобусы с пассажирами, им невозможно было помочь!

– Как автолюбителям обезопасить себя от мошенников?

– Хороший вопрос! На сайте “Глонасс” есть перечень официальных представителей, которые занимаются установкой. Это должно быть сертифицированное устройство. Скоро такой перечень будет по ЭВАКу на сайте разработчика.

В качестве мер безопасности разработчики системы ЭВАК предлагают проверять работоспособность устройства при первичной регистрации автотранспортных средств.

Второй шаг касается перевозчиков пассажиров и опасных грузов – это проверка устройства при обязательном техосмотре. В Казахстане 519 пунктов техосмотра. При техосмотре заполняется диагностическая карта. Если к водителю возникли вопросы, ему достаточно нажать SOS-кнопку.

Многие автолюбители опасаются, что нововведение скажется на ценах на новые автомобили.

Анар Макашева считает, что, вероятней всего, это не отразится на их стоимости:

– Все производители были готовы к тому, что будет внедряться эта кнопка. В рамках промышленного производства себестоимость услуги не такая большая.

– Отечественные производители уже устанавливают систему?

– В данное время казахстанские производители не устанавливают такие устройства, потому что все автомобили, которые были произведены на наших заводах, сертифицированы по старому типу. Соответственно, у них есть отсрочка по установке такой системы до конца срока действия сертификата. В среднем он действует три года. Два года прошло.

Мы считаем, до конца 2019 года все автомобили казахстанского производства перейдут на ЭВАК или “Глонасс”. Казахстанские чиновники мешают запуску системы ЭВАК

От автора. Техническая готовность системы ЭВАК – около 95 процентов. Но нужно еще разработать, утвердить множество нормативных документов, приказов, отработать взаимодействие с несколькими министерствами. Только документации по последнему этапу специалисты отправили в Астану более 70 килограммов. Все это, увы, занимает время.

Настолько все сложно или чиновники министерств специально тянут резину, не пытаясь помочь в продвижении отечественной разработки, нам трудно судить.

Просто уже случались похожие ситуации. Например, с теми же браслетами для отслеживания поднадзорных лиц. Детище казахстанских айтишников прошло тестирование в Алматы и Алматинской области, все остались более чем довольны результатами. И вдруг проект почему-то забуксовал.

И тут как тут со своими предложениями нарисовались израильские производители браслетов. Совпадение? Не верю!

К счастью, импортные устройства оказались неконкурентоспособны по цене. Пока по “делу браслетов” создана рабочая группа. А ведь вещь действительно нужная!

На базе технологий ЭВАК уже разработана еще одна полезная для страны система – “ЭВАК-транзит”. На пространстве Евразийского союза она может отслеживать все таможенные грузы.

Это сделано для того, чтобы проследить груз: где и когда он зашел, через какие склады прошел, от границы до места растаможивания. Минфин обеими руками “за”. Контрабанда, давай до свидания? Посмотрим, насколько чиновники заинтересованных ведомств будут оперативны во внедрении этой системы.

Алматы