Главная беда – разрушение семей
– Сейчас государство уделяет достаточно много внимания проблеме деструктивного влияния сект, поэтому количество людей, посещающих различные религиозные организации, если не стало меньше, то уж точно и не выросло. Другое дело – проблемы людей на этой почве не исчезли, они просто трансформировались, – поясняет “КАРАВАНУ” руководитель Карагандинского центра социальных исследований Виктория АРТЕМЬЕВА.
– То есть проблемы на религиозной почве стали другими?
– Во всяком случае, люди к нам стали обращаться уже не в плане помощи постфактум, как это было пять-шесть лет назад, а за различными разъяснениями. Прежде было много случаев, когда люди жертвовали в религиозную организацию все свое имущество, а потом, когда вставали перед фактом, что им негде жить, приходили к нам. Сегодня больше приходят, чтобы разобраться, что представляет собой та или иная организация.
– Но факты с пострадавшими от сект не исчезли из вашей практики?
– Конечно, не исчезли. Беда в том, что люди, приходя в секты, долгое время не понимают сути происходящего. А осознавать начинают зачастую, лишь когда ситуация стала тупиковой. Главная опасность воздействия сект – это разрушение семей.
– Можете привести примеры?
– Недавно у нас был такой случай в семье, где трое деток. Старшая дочь училась в первом классе, средней было пять лет, самому маленькому – 8 месяцев. К нам обратился глава семейства. Он работал вахтовым методом – 20 дней работы, 10 дней отдыха. Однажды, вернувшись с вахты, обнаружил, что жена стала посещать баптистскую секту. Сначала не стал на этом особо заострять внимание, но в последующие приезды старшая дочка жаловалась отцу, что ей приходится сидеть с младшим ребенком, потому что мама все время проводит на служениях. Мужчина не придал жалобам значения, но, как-то вернувшись с вахты, обнаружил, что старшая дочка не ходит в школу, потому что жены постоянно нет дома. Поставил ультиматум – или церковь, или семья. Вопреки ожиданиям, жена собрала вещи, оставила детей и ушла. Когда мужчина пошел за ней в объединение, там ему сказали: “Зачем ей муж, который не разделяет ее веры?”. Мы пытались вмешаться, но сделать было ничего нельзя, семья распалась. И это страшно.
Во власти фанатизма
– Что толкает людей в секты? Бытовая неустроенность, личные проблемы?
– Самое парадоксальное – общей причины нет. В каждом случае это индивидуально. Разговоры о том, что в секты уходят люди, имеющие проблемы коммуникативного характера, материального или социального – не более чем миф. В моей практике были случаи, когда обустроенные в быту и живущие полноценной жизнью люди попадали под сильное влияние нетрадиционных религиозных течений. При этом нельзя сбрасывать со счетов хороший менеджмент в самих религиозных организациях, лидеры которых проходят обучение, где их конкретно нацеливают на привлечение своих прихожан. Они очень хорошо это умеют.
– С приверженцами традиционных религий меньше проблем?
– С подобными проблемами в отношении прихожан мечети, католической или православной церкви я не сталкивалась. Представители ортодоксальных религий – ислама, католической и православной церкви – разделяют нашу точку зрения о том, что главное – это семья, любовь, доверие. Но дело ведь даже не в том, в какую религиозную организацию ходит человек. Основная проблема – в самих прихожанах. У нас свобода вероисповедания, ходите в любую религиозную организацию. Но фанатизм опасен как для верующего, так и для его близких.
– Какие рекомендации вы можете дать, чтобы не стать жертвами сект?
– Даже если вам очень тяжело, не стоит бросаться в омут с головой. Проверьте, имеет ли выбранное вами религиозное объединение государственную регистрацию, поищите отзывы об этой организации. И помните – каждый выбирает сам. Или духовное совершенствование и серьезные внутренние перемены в себе, или самоуспокоение в виде исполнения религиозных обрядов. Выбирайте, и будьте осторожны.
***
В Карагандинской области деятельность осуществляют 50 иностранных миссионеров из 10 стран – Польши (18), Словакии (11), Индии (2), Украины (5), Германии (2), Кореи (4), Чехии (1), России (5), Литвы (1), США (1) . Они прибыли в римско-католическую епархию (48), карагандинскую церковь “Родник” ЕХБ (2). Еще 23 миссионера – граждане Казахстана.
***
Сегодня в Карагандинской области – 315 религиозных объединений и филиалов, из них исповедуют: ислам – 135, православие – 27, католицизм – 18, протестантизм – 132, иудаизм – 1, нетрадиционные – 2. Имеется 254 культовых сооружения: 135 мечетей, 26 православных храмов, 18 – католических и 75 протестантских церквей.