Благодаря этим предприятиям в Петропавловске развивались стройиндустрия и энергетика. В наследство от тех времен остались больницы, профилактории, дворцы культуры, стадионы, детские садики, большая часть жилых многоэтажек.
Легендой советского прошлого в Петропавловске был машиностроительный завод имени Ленина. Оборонный гигант – город в городе – работал под грифом “совершенно секретно”. Когда рухнул железный занавес страны, петропавловцы узнали, что на ПЗТМе в те годы производили самые мощные и современные оперативно-тактические ракетные комплексы.
Территория завода – 37 гектаров
Решение о строительстве завода было принято в первые послевоенные годы. Необходимость его подсказал опыт прошедшей войны. Петропавловск прекрасно подходил для строительства оборонного гиганта. Город находился в глубоком тылу на пересечении крупных железнодорожных магистралей и был богат на рабочие руки.
Прежде чем приступить к строительству завода на территории в 37 гектаров на окраине Петропавловска, в городе пришлось создать стройиндустрию. Развернули строительство завода сборных железо-бетонных конструкций. Стройка была объявлена комсомольско-молодежной. Рядом с ней разбили целый палаточный городок. С тех пор и по сей день этот район Петропавловска стал именоваться Молодежным поселком.
К строительству завода приступили в мае 1957-го, а спустя четыре года выпустили первую продукцию. Мирная техника – зернопогрузчик для сельского хозяйства – по сути, был экзаменом для заводчан. Сдав его на отлично, они получили пропуск в отрасль ракетостроения.
Комплекс “Скад” – мировая визитка Северного Казахстана
Ракетная продукция Петропавловского ордена Трудового Красного Знамени завода тяжелого машиностроения имени В. И. Ленина была гордостью советских военных. Чего стоил один только ракетный комплекс “Скад”! Ракета с жидкостным двигателем, инерциальной системой наведения имела мобильную пусковую установку на колесном шасси типа МАЗ и могла оснащаться всеми типами боеголовок, вес которых достигал 1 тонны. Именно это производство в Петропавловске давало почву для слухов о производстве ядерного оружия в городе, которые, впрочем, так и остались слухами. Комплекс “Скад” поставлялся ряду стран дальнего зарубежья, где и получил свое широко известное название SS-1D “Scud-С”. Уникальность его ракеты состояла в том, что она – одна из немногих, участвовавших в реальных боевых действиях.
Принимал завод участие и в производстве двигательных отсеков ракеты комплекса “Темп-С”, в состав которого входили пусковая установка, транспортные машины для перевозки ракет и боевых блоков в термоизолированных контейнерах, подъемный кран. Основу комплекса составляла твердотопливная ракета. Пусковая установка монтировалась на самоходном шасси высокой проходимости. Дальность полета ракеты составляла 580 километров.
Уникальное оружие: “Точка”, “Ока”…
Высшим пилотажем советской военной науки времен гонки вооружений, несомненно, был оперативно-тактический ракетный комплекс “Точка”, освоенный в конце 80-х. Свое название он получил благодаря высокой точности попадания. “Точка” предназначалась для поражения наземных средств – пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск противника. В отличие от прочих ракет у “Точки” в полете не отделялась головная часть – на конечном участке траектории происходил “доворот”, и она вертикально пикировала на цель. Ракета оснащалась автономной системой управления с бортовым цифровым вычислительным комплексом!
Ракета была способна наносить удары совершенно неожиданно. Во время прицеливания, несения боевого дежурства она находилась на пусковой установке в горизонтальном положении. Подъем начинался за 15 секунд до старта. Пуск становился неприятным сюрпризом для средств слежения противника.
Популярным сегодня словом ноу-хау боевой техники смело можно было назвать комплекс “Ока”. Это был первый в мире ракетный комплекс, где все составляющие – электронно-вычислительный комплекс, топопривязка, система разведки, связи и радиоэлектронного противодействия, отсек для боевого расчета и сама ракета – размещались на одной четырехосной машине, похожей на бронетранспортер. Она плавала, проходила через любые препятствия, даже через окопы. Ее можно было загрузить в самолет, на транспортное судно. Ракета имела специальную боевую часть – “невидимку”, которую невозможно обнаружить радаром. Кроме того, ракета управлялась на всей траектории полета, ее можно было перенацелить в любой момент на другой объект. Дальность пуска – четыреста километров. Точность ракеты обеспечивала управляющая головка самонаведения, и она всегда била, как говорили на заводе, “в колышек”.
Погрузка продукции – только по ночам!
Учитывая, какую продукцию производил петропавловский завод, немудрено, что работал он в режиме строжайшей секретности. В Казахской советской энциклопедии в разделе “Промышленность” об этом крупном предприятии читатель не мог найти ни строчки за исключением единственной фразы: “В начале шестидесятых в республике появились новые предприятия тяжелого машиностроения”. Огромный завод с более чем десятитысячным штатом – целый город в городе! – жил, работал и выпускал продукцию, которая была тайной за многочисленными печатями. Отгружали ее тоже с особой секретностью. Изделия вывозили с завода не просто под покровом ночи, а исключительно в то время, когда в работе чужеземных спутников-разведчиков образовывались “окна”.
На заводе также выпускали и массу изделий мирного профиля – так называемые товары народного потребления: детские велосипеды, автомобильные прицепы, судовые краны, даже скороварки. Ее можно было найти на прилавках многих советских магазинов, она шла на экспорт в десятки стран как социалистического лагеря, так и дальнего зарубежья и была легендой прикрытия оборонного гиганта.
При этом на завод, якобы выпускающий такую, казалось бы, обычную продукцию, устроиться на работу было непросто. Спецслужбы по месяцу изучали всю подноготную претендентов. “Постоянный жесткий спрос со стороны правительства, изматывающие вызовы в министерство, военно-промышленную комиссию Совмина СССР и даже ЦК КПСС”, – так вспоминают те годы бывшие руководители завода. Рабочие тех лет свою работу характеризуют проще – “адская”. Завод работал круглосуточно, под бдительным оком разных контролирующих органов, без права на ошибку.
О ракетной мощи напоминает… музей
Сегодня о военном прошлом на предприятии, реорганизованном в акционерное общество “Петропавловский завод тяжелого машиностроения”, напоминает лишь музей. Ракеты, когда-то вызывавшие уважение всего мира к бывшему Союзу, стали его экспонатами. Сначала после подписания в 1987 году договора о сокращении ракет средней и малой дальности с вооружения Союза был снят комплекс “Темп-С”. Первая ракета была ликвидирована 1 августа 1988 года. Последнюю из произведенных 718 ракет уничтожили 25 июля 1989-го. В том же году был снят с вооружения легендарный комплекс “Ока”. Более 200 ракет и 102 пусковые установки комплекса были уничтожены…
На заводе даже перестали выпускать безобидные мирные метеорологические ракеты для исследования верхних слоев атмосферы, которые еще долгие годы после снятия с производства успешно использовались метеорологами на просторах бывшего Союза, являя собой пример долговечности и надежности.
Договор о сокращении ракет малой и средней дальности, подписанный с Америкой, выбил завод из колеи, стал личной трагедией для многих “золотых” кадров предприятия. Не у дел остался и генеральный конструктор этого комплекса Сергей Павлович Непобедимый. Этот человек, проживший жизнь под грифом “совершенно секретно”, создавший множество видов боевой техники, лауреат Ленинской и трех Государственных премий, Герой Социалистического Труда, обладатель трех орденов Ленина, профессор Московского высшего технического училища имени Баумана, доктор технических наук, член-корреспондент Академии наук СССР, пополнил ряды пенсионеров.
В США не забыли о Петропавловске
Представители Соединенных Штатов еще 13 лет (!) регулярно наведывались на завод, чтобы проверить, не нарушают ли партнеры условий соглашения о сокращении РСМД…
Завод оказался на грани жизни и смерти. Новые времена изменили название завода. Из прежнего было вычеркнуто имя советского вождя. Бывший оборонный монстр искал себя в разных нишах, даже освоил производство защитных касок. И нашел – в производстве оборудования для нефтегазовой отрасли Казахстана. Современные мобильные буровые комплексы, подъемники для ремонта нефтегазовых скважин и техника для обслуживания процесса нефтегазодобычи – это уже сегодняшний перечень продукции петропавловского завода. Впрочем, при создании государственной космической программы вспомнили и о ПТЗМ. Ведь все-таки это единственный в Казахстане завод, имеющий опыт в ракетостроении. Да еще какой опыт!
Инна ЛОПАТКО, фото автора и из архива ПЗТМ