Весной в мажилисе начнется драка языками, таблицей умножения и другими школьными предметами. Причина – законопроект “О статусе педагога”, который должен поступить в парламент уже в самое ближайшее время. В каком виде он туда попадет – не знаю. Та версия, которая гуляет сегодня в Интернете, вызывает у учителей массу вопросов.
После интервью с педагогом, экспертом ЮНЕСКО и директором образовательного центра “TMpressio” Василием ШАХГУЛАРИ (“КАРАВАН”, № 2 от 25 января, 2019 г., “Сядьте! Урок еще не закончен”) на меня обрушился вал из одного вопроса…
Где найти проект?
Наиболее часто повторяющийся в Сети вопль: “Я тоже хочу внести свои предложения! Дайте адрес, куда выслать!”. “Мы, учителя, в первую очередь должны высказать свою точку зрения. На сайте минобра проекта не найти”. “Общественность может обсуждать, но не может давать профессиональные советы. В первую очередь учителя должны высказаться, потому что они строят будущее страны. Куда писать?”. “Президент в каждом Послании говорит об образовании, а что сделали, чтобы заинтересовать преподавателей. Куда обращаться?”.
“За звание профессора два БДО (базовый должностной оклад. – Ред.) обещают”. “Ни одна районная школа даже одного кандидата не осилит”. “Какой кандидат в школе будет пахать?”.
“Работа преподавателя – тяжкий труд: постоянный контакт с людьми, стрессовые ситуации, агрессия со стороны учащихся и их родителей. Особенно если поставил “неправильную” оценку. Надо очень любить свою профессию, чтобы терпеть все это и не выплескивать накопившийся негатив”.
“Некоторые коллеги в таких ситуациях психами становятся или выпивать начинают”.
“Потому что чуть что – всегда учитель виноват”.
“У нас нет единой системы связи или корпоративного канала для обмена информацией – только локальные чаты для ППС (профессорско-преподавательский состав. – Ред.), завкафедрами, деканов, управленцев на высшем уровне… МОН выпускает ТУПы (типовые учебные программы) для дисциплин, которыми тупят все вузы. А финальный силлабус у всех разный: потому что учебники каждый преподаватель выбирает сам. Главное – потом сдать финальные тесты, соответствующие требованиям”. Учителя не хотят работать за уголь и землю
“Половина ученых – “бумажные”. Или благодаря связям, или благодаря “рабам”.
“Обещали с 2019 года ТУПы отменить. Ни фига! Уже новые прислали”. “Опять эксперименты министерства образования. Раньше над детьми, теперь до нас добрались”.
“Коллеги, нужен не всенародный, а профессиональный референдум. Иначе закон для нас примут без нас!”.
Вопросы без ответов
Понятно, что этот проект проекта пока сырой, что пишут его впопыхах и не всегда с оглядкой на тех, кому он адресован. Почему же министр образования г-н E. К. Сагадиев не реагирует на этот пожар?
Может, потому что люди по привычке боятся называть свои реальные имена-фамилии? Неужели начальники так учителей зашугали. Или у вас есть другие версии этого явления?
Два преподавателя английского спрашивают в сетях у коллег: если они рискнут начать изучать физику и химию на языке Шекспира – сколько им на это дадут времени и за чей счет будет эта учеба?
Нет ответа в законопроекте.
– Думаю, МОНу пора пересматривать классификатор специальностей, потому что вузы выпускают много специалистов, которые не могут найти себе работу, – считает Василий Шахгулари.
– Например?
– На недавней научно-практической конференции педагогов мои коллеги задались вопросом: что это за специальность – переводческое дело? Они же сейчас почти не востребованны. Сегодня большие руководители худо-бедно владеют английским. Но нужно знать терминологию, профессиональные жаргонизмы, специфические выражения. А это уже высший пилотаж, который не всем нашим менеджерам доступен… Учителями переводчики с дипломами еще могут устроиться. Если хотят расти дальше, им надо поступать в вузы на медицинские, строительные, нефтяные, металлургические, социологические, юридические специальности… Других вариантов у них нет.
– Так далеко все зашло?
– Кстати, недавно я посмотрел учебный план технического и профессионального образования (ТиПО) в колледжах. Там раньше было 1 500 часов для общеобразовательных дисциплин. Сейчас их сокращают до 630 часов. Вопрос: какая цель у этой “оптимизации” – что мы выиграем в итоге?
– Видимо, за счет этого будет больше часов на ТиПО?
– Ничего подобного! Это решение было принято без предварительного обсуждения с педагогами-мастерами. А сокращение часов – это сокращение кадров. Завтра “освобожденные” учителя станут никому не нужными безработными. Куда они пойдут? Общеобразовательные дисциплины – это фундамент знаний. Через них строят человека, специалиста в будущем!
– Василий Вачикович, вы говорили, что вузам выгодно набирать студентов без экзаменов. Потом всех нерадивых можно отчислить. Но есть и такое мнение: “Их никогда не выгонят. Потому что даже самых паршивых будут тянуть, пока они платят за учебу”.
– Итоговую оценку таким выпускникам и вузам, выпустившим их, поставит работодатель. А не декан или ректор. Но это будет оценка и тем, кто придумал такие правила в министерстве образования. Закон для зомби?
Экзамен не для учителя
“Курсы повышения квалификации во время четверти или семестра? Ха-ха-ха! Я не против оторваться на неделю от своих. А как потом ставить им оценки?”.
“Сейчас только во время каникул, которые официально 56 дней”.
“Без меня меня судили. Пока закон примут – как раз составят программу на следующий учебный год. Аминь. Потому что программу подписывают в июне, а не в мае. Депутаты что-то знают об этом?”.
“Деньги – да, это здорово, что прибавят. Но с какого дня, в каком размере?”.
“Доплаты в вузах есть и сейчас. Но они такие – хоть плачь, хоть смейся”.
“Хорошо, что от левых нагрузок освободят. Сильно отвлекает”.
“Каждую неделю – стандартизированные тесты и минимум или вообще ноль творческих заданий. Усвоен или не усвоен материал – педагог не проверяет и повторно не объясняет. Потому что на это нет времени. Не выскочить бы из графика. Следовательно, и у педагога, и у учащегося пропадает мотивация к самообразованию. Единственная мотивация – не завалить ЕНТ”.
“Опять негативщики вылезли. Все вам не нравится. А как насчет того, что в стране систему образования надо улучшать?”.
“Студенты сами должны перестать клянчить оценки и платить за них. Если выявили такое – надо сразу жаловаться. Был у нас прецедент. Студенты кипиш подняли, когда один препод стал намекать на взятку. Ничего, быстро его убрали”. "В городе нужно было «отчехлить» за место работы": учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул
“Демонизация всего советского привела к тому, что мы потеряли советскую школу, которая считалась лучшей в мире. А взамен получили то, что получили”.
“За звание “Лучший преподаватель вуза” предусмотрен государственный грант в размере 2 000-кратного МРП. “Лучшему педагогу” – 1 000-кратный МРП. Вопрос: кто и как будет определять? Опять друзьям-родственникам за откаты?”.
Будет пересдача?
В проекте увидел, что сельским педагогам, “имеющим скот в личной собственности, предоставляются корма, земельные участки для ПАСТЬБЫ скота”. Может, все-таки ВЫПАСА? Во-первых, какой грамотей так написал? Во-вторых, в каких объемах корма, по какой цене, в каких местах? В-третьих, когда учителю пасти скотину – в перерывах между уроками? Можно, конечно, и без нее обойтись. Но жить в селе, и без нее?..
“КАРАВАН” привел здесь не все мнения. Их в Сети гораздо больше, а если проект опубликуют, то, полагаю, авторам этого документа и чиновникам министерства образования придется его здорово переписывать. Или, выражаясь педагогическим языком, пересдать “предмет”. Я правильно выразился, Ерлан Кенжегалиевич?
Алматы