Почему предприятия закрываются, а госпрограммы не помогают - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему предприятия закрываются, а госпрограммы не помогают

Почему предприятия закрываются, а госпрограммы не помогают

Трудные времена настали для жамбылских промышленников. Грандиозные проекты, которые когда-то презентовали в регионе, сегодня трещат по швам. Заводы закрываются и банкротятся, люди увольняются, базы распродаются. А вот отчеты чиновников по-прежнему остаются весьма бодрыми.

  • 15 Февраля 2021
  • 2212
Фото - Caravan.kz

Комбинат на аукцион

На днях стало известно о том, что производственный комплекс ТОО “Таразский металлургический комбинат” выставлен на торги. Такое объявление появилось на электронной торговой площадке реестра госимущества. Стартовая цена производственного комплекса составляет 154 миллиона тенге.

Еще 10 лет назад здесь кипела работа. Мощный комплекс состоял из административного и производственного зданий, проходной, собственной котельной, складов и дорогого оборудования.

Предприятие, которое специализировалось на переработке лома черных металлов, считалось довольно успешным со дня основания в 2007 году. Однако с 2015 года начались сложности ввиду нехватки оборотных средств, что и привело к печальному исходу. Чем именно было вызвано безденежье и почему приносившее доход предприятие вдруг ушло в убыток – загадка.

Банкротом завод, казавшийся успешным, объявлен в 2017 году, когда специализированный межрайонный экономический суд Жамбылской области удовлетворил иск к предприятию со стороны управления государственных доходов Тараза.

ТОО на тот момент имело задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет в сумме около 190 миллионов тенге. С 2016 года платежи в бюджет не совершались.

Первые торги интереса у покупателей не вызвали. Если и после вторых не будет потенциальных покупателей, то завод пойдет с молотка уже на понижение цены.

То сырье, то пандемия

Между тем сложности испытывает еще одно предприятие подобного профиля – Таразский металлургический завод, который когда-то презентовали на республиканском уровне. Предприятие должно было заняться производством ферросплавов и поначалу даже выпускало тонны продукции. Свою работу завод начал в рамках Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития и был включен в Карту индустриализации.

Но затем начались сложности с нехваткой сырья, перебои со сбытом, и в недавнем прошлом комплекс также выставили на продажу.

В результате частная компания “Сайкан” выкупила комплекс за 1,7 миллиарда тенге.

Таразский металлургический завод – интегрированный производитель ферросплавов, электродной массы и фосфорной продукции. Промышленная зона составляет 632 га – это плавильные цеха, административные здания, склады. Инфраструктура позволяет обслуживать 13 печей общей мощностью 400 тысяч тонн сплавов в год.

Завод в 2017 году выдвигался на присуждение зонтичного бренда “Ұлы дала елі” и дошел до финального этапа конкурса. Однако в итоге не стал лауреатом.

По данным областного управления предпринимательства и промышленности, завод планирует осуществить второй этап проекта по выпуску ферросплавов в рамках новой пятилетки Государственной программы индустриально-инновационного развития. Однако сумма вложений требуется значительная – около 29 миллиардов тенге.

Проект должен был быть осуществлен в прошлом году. Однако из-за сложностей в связи с пандемией его реализацию перенесли на нынешний год.

И у них на это – 100 причин

Так почему же промышленность Тараза никак не может встать на ноги?

– Какой-то злой рок преследует таразских промышленников, – считает экономист-аналитик Андрей СКОРОДУМОВ. – Даже те предприятия, которые были презентованы первым руководителям государства, были включены в разного рода госпрограммы, дают сбои. В прошлом году в регионе планировалось реализовать 6 проектов на сумму 118 миллиардов тенге, но, насколько мне известно, по крайней мере открытие трех из них до конца года стояло под вопросом. Конечно, кризис в связи с пандемией сделал свое дело, но есть и другой фактор – многие проекты изначально не были проработаны с точки зрения самоокупаемости и сбыта.

Впрочем, сами руководители неудавшихся проектов приводят массу причин отрицательного результата: отсутствие сырья, денег, трудности сбыта, нехватка кадров, дорогие газ, электроэнергия, сильная конкуренция, дорогие кредиты, девальвация тенге и так далее.

Результат – налицо. Периодические проблемы с реализацией продукции испытывает ТОО “Talas Investment Company”. ТОО “Курылыс-Полимер” завязло в судебных тяжбах. ТОО “Таразский трубный завод” вовсе прекратило работу. Цех по производству очищенной шерсти ТОО “Фабрика ПОШ-Тараз” тоже простаивает в ожидании лучших времен. Еле дышит производство на Хантауском цементном заводе. Химпарк “Тараз” еще 8 лет назад заявлял о реализации 20 проектов химиндустрии, однако ни один еще не сдал в эксплуатацию, а число проектов уже сократилось до трех.

– И после этого мы удивляемся, что бизнесмены предпочитают вкладывать средства в строительство ресторанов, а не в производство, – резюмирует собеседник.

Оптимизм не теряют только в областном управлении предпринимательства и промышленности. По данным ведомства, в этом году в регионе планируется реализовать в рамках вышеназванной госпрограммы проекты общей стоимостью 400 миллиардов тенге. И якобы их запуск позволит обеспечить работой 6 600 человек.

Охотно верим?

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ